Стоит отметить, что если при обсуждении законопроекта в прошлый раз, основная критика звучала со стороны депутата Азата Перуашева, то в этот раз первым слово взял Нурлан Жазылбеков. Он отметил, что ряд проблем в сфере образования были озвучены на прошедших несколько месяцев назад парламентских слушаниях. Однако только часть из них вошла в законопроект, некоторые вопросы так и «остались только на словах».
«К сожалению, на практике ничего не изменилось, - подчеркнул он. - В рассматриваемом законопроекте норма отлагательства до 2020 года по ТиПО. И мы считаем, что нормы, которые идут на улучшение системы образования, не должны нести такой отлагательный период. Тем более, все это отражается в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы».
«Нас сильно удивляет позиция министерства касательно норм по аккредитации вузов и ТиПО. Получается то, что мы должны сделать в 2015 году, мы отложили до конца реализации этой программы, то есть до конца 2020 года», - возмутился Жазылбеков.
Прервать назревающую дискуссию попытался депутат Рауан Шаекин. Он напомнил коллегам о регламенте работы палаты.
«Можно демократично вести наше заседание. Но злоупотреблять – не стоит. Обратимся к пункту 40 регламента: при втором чтении выступает председатель головного комитета или один из членов комитета. Мы заслушали. Затем заслушиваем заключение комитета. Кто не согласен, у кого есть поправки в таблице непринятые, по ним можно поднять вопрос и поставить на голосование. Но непринятых поправок у нас нет. Поэтому, предлагаю принять законопроект в целом, и отправить его в сенат», - предложил он.
Тут уже вмешался депутат Азат Перуашев, который неоднократно публично спорил с министром образования как раз по вопросу переноса сроков аккредитации.
«Я прошу не ставить на голосование, я прошу дать слово представителю оной из фракций. Это право фракции», - заявил он, но Шаекин настаивал на своем.
Спикер палаты Кабибулл Джакупов постарался прекратить перепалку между депутатами. Правда, затруднился сказать, за чье предложение палате стоит проголосовать первым: за Шаекина или Перуашева. В итоге председатель мажилиса решил обратиться к юристам: «Что у нас юристы скажут?», - спросил он.
Парламентские юристы долго зачитывали положения регламента работы палаты. Однако итоговое решение все же было – по правилам депутаты должны проголосовать за предложение Шаекина.
«Речь идет о том, что слово просит фракция моя. Мы – многопартийный парламент. Давайте с уважением относиться к фракциям», - не отступал от своего Перуашев.
«Ну хорошо. Давайте, согласен, - пошел на уступки Джакупов. - Только я вас прошу, должны быть демократичные, без нападок друг на друга. Если будете друг на друга нападать, я прекращу ваши прения, выключу микрофон», - предупредил он.
И вот тут Перуашев вновь вспомнил и старые обиды и накопившиеся проблемы.
«Сегодня в указанном законопроекте предлагается идти на поводу у министерства, узаконить срыв государственной программы образования. Если эта программа предусматривала переход с аттестации на международную систему аккредитации в нынешнем году, теперь предлагается перенести ее на 2018 -2020 годы. Но ведь речь идет о демонстративном срыве госпрограммы! А мы даже не ставим вопрос о том, кто ответит за этот срыв!», - заявил он. В этой связи депутат озвучил свою версию, почему «чиновники всеми силами стремятся отсрочить этот переход».
«Как сообщали СМИ, летом текущего года, по данным агентства по борьбе с коррупцией, только в одной школе при аттестации собирается около 300 миллионов тенге», - сказал он, отметив, что не трудно посчитать, сколько школ в стране, и какие это средства.
«Нарастает скандал с качеством содержания учебников, о котором тоже коллеги говорили. По хрестоматии казахской литературы Камбар батыр теперь прячет по сундукам водку, а между битвами курит сигареты. А ведь по такому невежеству обучают наших детей. В этом виноваты авторы учебников, но ведь эти учебники одобряет министерство», - продолжил он.
Возвращаясь к переносу сроков аккредитации, депутат напомнил, что они были установлены государственной программой.
«Поэтому, думаю, никто не удивится, если наша фракция проголосует против данного законопроекта. Но, исходя из роли парламента в системе государства и статуса парламентских фракций, мы можем позволить себе такую роскошь, как не опускаться до уровня нерадивых чиновников. Гораздо важнее для нас труд наших коллег, которые, вопреки сопротивлению министерства, провели большую работу и решили ряд накопившихся вопросов. Мы решили подержать законопроект, но при этом предлагаем руководству мажилиса включить в план работы палаты парламентские слушания «О состоянии дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей государственной программы развития образования на 2011-2020 годы», - резюмировал он.
После этого выступления депутаты единогласно проголосовали за принятие законопроекта во втором чтении. Соответственно, теперь документ отправлен на рассмотрение в сенат.