В начале ноября на странице телеведущей Майи Бекбаевой в Facebook появился внушительных размеров пост, в котором счастливица сообщала, что запускает авторский проект. Не простой авторский проект, а «то, самое главное, что я (Бекбаева – V) вообще должна была сделать в профессии». Далее следовал довольно незатейливый текст о том, что казахстанцы на свою беду совершенно ничего не знают об «удивительном мире» жизни и творчества выдающихся представителей казахского народа. Телеведущая вызвалась просветить нас, темных, и «интересно, свежо, по-новому» рассказать о них. Из этого же поста поклонники Майи узнали, что отныне телеведущая сотрудничает с самым культурным из всех культурных каналов в Казахстане - «Білім және мәдениет».
Детище Бекбаевой зовется серией документально-публицистических фильмов «Тайны и судьбы великих казахов», и на минувшей неделе телезрители увидели в эфире первый выпуск цикла, посвященный Сакену Сейфуллину. Судя по названию, первый фильм явно претендовал, как минимум, на откровение – на экране появилось написанное цветом крови слово «Преданный». Однако прежде чем перейти к собственно предательству, телевизионщики обратили внимание на ряд других любопытных подробностей.
Например, красной нитью в телеповествовании проходит тема необычайной красоты Сакена Сейфуллина. Да-да, речь именно о внешней красоте. Уже в первые пять минут вкрадчивый голос Бекбаевой за кадром сообщил, что ребенком будущий писатель был «самым красивым среди местных детишек». Дальнейшие тезисы оказались вполне предсказуемы: «Женщины были в восторге от Сакена...», - ведущая возвращается к теме спустя некоторое время. И приводит в пример поэтическое сравнение писателя с «персидским витязем, сошедшим с фрески». Ей вторит директор национального архива Марат Абсеметов: «...женщины с ума сходили!»
Ну и добила замечтавшихся телезрительниц доктор филологических наук Куляш Ахметова, которая поведала историю о том, как красивый и харизматичный Сейфуллин сразил наповал свояченицу Миржакыпа Дулатова, чьим поклонником значился друг детства писателя Магжан Жумабаев.
Абсеметов кроме столь пикантных деталей поведал телевизионщикам массу полезных для современных историков и политиков Казахстана фактов. Оказалось, что Сейфуллин еще в 1924 году настаивал на том, что столицей тогда еще Киргизской АССР должен стать всем известный город . «Султанбек Ходжанов говорит «Ташкент», Турар Рыскулов говорит «Чимкент», Сейткали Мендешев говорит «Актюбинск», Ораз Исаев – «Кызылорда». Вот пошел спор. А Сакен Сейфуллин говорит «Акмола», - поделился специалист.
Кроме этого, Сейфуллин стал первым человеком, который поставил свою подпись на национальных банкнотах (в свете сложившейся в стране обстановки, сейчас он едва ли бы этим сильно гордился). Ну и вдобавок ко всему писатель и «ярый коммунист» вернул своему народу право называться «казахами», и настойчиво призывал вести делопроизводство в республике на казахском языке. Таким образом, авторы фильма идеологическую повестку дня отработали со всей возможной ответственностью.
Между тем, фильм все же порадует глаз истинного эстета – в нем использованы аутентичные (как сейчас модно говорить) кадры из прошлого, обрамленные в приятные и ненавязчивые мелодии на фоне. Отметим также, что создатели смело взялись за реконструкцию событий из жизни известного писателя. Пока закадровый голос зачитывал цитаты из воспоминаний Сейфуллина, на экране разворачивалась настоящая драма.
Однако же перфекционистам и зрителям, ратующим за историческую достоверность, фильм лучше не смотреть, ведь где речь о шести «молодчиках», на экране лишь трое, где действие разворачивалось в доме, там Сейфуллина бьют во дворе... Местами – например, где главный герой живописно скачет на белом скакуне по степи – работа телевизионщиков отдает какой-то наивностью, но в остальном стоит признать: атмосферой тех лет зрителям с развитой эмпатией вполне удастся проникнуться.
Как и в любой классической истории в фильме не обошлось без антигероя, который, конечно же, сыграл «роковую роль» в судьбе положительного персонажа. Злодеем был объявлен писатель-революционер Феоктист Березовский, который сначала назвал Сейфуллина «гордым степным орленком, рвущимся в высокий полет», а потом жестко раскритиковал поэму писателя «Красный конь», углядев в ней «ряд политических ошибок». «Возможно, его вынудили высказаться именно так», - как бы невзначай заметила телеведущая, но позже ясно дала понять, что слова Березовского станут поводом для ареста Сейфуллина.
В фильме, к слову, тема трагедий в жизни писателя раскрыта более чем подробно. Смерть первой дочери Лауры, жестокие пытки в коммунистических застенках, выбитое признание в участии в антисоветской националистической организации, расстрел, смерть младшего сына Аяна. Интригу авторы документального творения тоже не забыли, и прозвучала она из уст Абсеметова на последних минутах. «Но я вам хочу сказать, что у Сакена есть сын. Есть его потомки <...> Это тайна, и, кстати, они похожи на Сакена. И тоже известные люди в Казахстане. Они под другой фамилией, потому что по фамилии их отец – тоже известная личность», - заговорщицки произнес глава архива.
Сегодня вечером зрителей ждет очередной творение Бекбаевой и Со – «Амре. Триумф и трагедия». Из короткого промо-видео стало понятно, что и этот фильм, посвященный Амре Кашаубаеву, претендует на определенный резонанс. Чего только стоит продемонстрированный синхрон, где полноватый мужчина со знанием дела и сдвинутыми бровями рассказывает о «мешочке» в легких знаменитого певца, «куда он набирал воздуха, и голос его звучал беспрерывно»...
Фото с сайта bmtv.kz