Описание авторского проекта Александра Трухачева на официальном сайте канала внушает жгучее желание включить «Хабар» в назначенное время и внимательно послушать тележурналиста. Пятиминутная программа «По сути», призванная предвосхищать ежевечерние выпуски новостей – это, по словам авторов, «совершенно нестандартный взгляд на обыденные вещи». Кроме этого, создатели аналитического проекта обещают, что он «абсолютно исключает излишнюю софистику и философию, раскрывая актуальные темы простым и понятным языком».

К слову, таким же «простым и понятным языком», как Трухачев, на казахстанском телевидении изъясняется разве что еще один прославленный журналист. Знающие телезрители уже, должно быть, догадались, что речь о мастере риторических вопросов, вмещающих в себя с десяток причастных и деепричастных оборотов, Артуре Платонове. Его возвращение в «Портрет недели» стало едва ли не главным событием зимы на отечественном телевидении (скандальный уход Бэлы Кудайбергеновой из «Хабара» ожидаемо вызвал куда больший резонанс). Платонов, разобравшись, вероятно, со всеми «слугами народа» - а с некоторыми даже по несколько раз, заменил в эфире динамичного Ярослава Красиенко.

И второе пришествие Платонова в «Портрет недели», и премьера программы «По сути»  состоялись практически сразу после послания главы государства. Ведущий главной итоговой программы канала появился на экране в траурного цвета костюме и всю программу вещал голосом, соответствующим настроению глубочайшего экономического и духовного кризиса. Для «Хабара» послание президента явилось сигналом к действию, и Александр Трухачев со всей свойственной ему вдумчивостью принялся за разъяснение сути документа. В своей новой программе «По сути».

Начал он ровно на следующий день, когда страна отмечала День первого президента, и в первую очередь призвал казахстанцев задуматься ни много ни мало «о смысле человеческой жизни, которая сейчас слишком мало стоит». Дальше речь ведущего стала живо напоминать проповедь: сообщив, что «сознание большинства поражено мирским», Трухачев перешел к риторике.

«Во что превратили семейные ценности, которые были святы еще совсем недавно? Во что превратили святое понятие «мать»? Для чего обезличивают понятия «мать» и «отец»? Для чего разрушают традиции? Помнят ли героев прошлого и героев современности?», - вопрошал он. Удостоверившись, что кое-кто из казахстанцев кое-кого из героев все-таки помнит, Трухачев безутешно заключил: «Нам иногда стараются внушить, что великая история – это не важно, а важно, чтобы колбасы было побольше».

К теме колбасы (а, точнее, ее доступности) можно было бы обратиться и на следующий день, когда Трухачев раскрывал телезрителям свой взгляд на феномен «социальной справедливости». Однако в этот раз журналист пожурил не тех, кто грешит любовью к продуктам мясной промышленности, а тех, кто нездорово интересуется рынком недвижимости.

В общем и целом, по Трухачеву, на справедливость в нашей стране покушаются две категории граждан – дольщики, которые «хотели заработать, брали кредиты и покупали по 5-6, а то и по 10 квартир во время необузданного роста цен на недвижимость», а теперь требуют от государства компенсации, и «те, кто играл на рынке недвижимости, заключал частные договоры с частными стройкомпаниями, в частном порядке был обманут, а теперь хочет за наш с вами счет получить свои квартиры обратно».

Телеэссе, посвященное национальной валюте, тоже вышло весьма занимательным и началось с описания роли доллара в жизни казахстанцев. Здесь у ведущего не возникло никаких проблем: сказал, что люди наши, дескать, привыкли «все, что размером больше холодильника, за доллары продавать и покупать». Между тем, когда логическая цепочка вывела таки к тенге, Трухачев вдруг стал менее красноречив и только отметил, что «любовь к тенге уже зарождается».

«Пока еще робко, неуверенно, но уже любят», - на этих словах только не доставало только  слез жалости.

Тем не менее, закончил программу журналист все же «за здравие», прямым текстом озвучив тех, кто виновен в стремительном обесценивании национального достояния. В крахе тенге (упаси Боже Трухачева от употребления таких выражений!) виноваты «большие державы», которые «делят рынки сбыта и роняют цены на нефть и металлы, и товары, которые мы вынуждены продавать за доллары».

Вообще искать виноватых у новоиспеченного лица «Хабара» получается довольно результативно. Например, в насаждении казахстанцам чуждых ценностей виноваты исключительно иностранные телеканалы, которые продолжают показывать нам свою рекламу. Опрошенные каналом прохожие как только не называли несчастных вещателей – и предателями, и двуличными, и портящими государственное устройство.

«Такие категоричные мнения свидетельствуют о том, до какой степени насаждаемые с экрана чуждые нам влияния достали многих людей», - резюмировал Трухачев.

О казахстанцах, которые не стесняются высказывать свои мысли перед камерой «Хабара», стоит сказать отдельно. Во-первых, это люди сплошь образованные. Чего только стоят школьницы, которые всерьез рассуждали о необходимости повышения ввозных пошлин на товары народного потребления? Трухачеву, ратующему в тот вечер за все произведенное в дорогом отечестве, оставалось лишь радоваться просвещенному взгляду несовершеннолетних.

В другой раз наши люди проявили чудеса экономии и рационального подхода к тратам.

«А вы за четверть миллиона тенге купили бы в кредит модный телефон, собранный по западным чертежам руками трудолюбивых жителей юго-восточной Азии – людьми, которые нередко зарабатывают в месяц в лучшем случае сотню долларов?» - задал как-то Трухачев вопрос с подвохом. И что бы вы думали? Ни один из опрошенных телевизионщиками не согласился стать счастливым обладателем этого никому неизвестного телефона. Особенно в кредит. Потому что «иллюзия равных возможностей с помощью кредитов – на самом деле, одна из разновидностей рабства», - вполне философски заключил ведущий.

Думается, работу на национальном телеканале некоторые из нас теперь тоже воспринимают как «одну из разновидностей рабства».

Фото с сайта телеканала "Хабар"