Первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов, выступая перед депутатами, подчеркнул, что оба документа направлены на введение новых механизмов вовлечения средств населения в жилищное строительство и минимизацию рисков дольщиков.
Так, предполагается законодательно закрепить три способа организации долевого жилищного строительства: через гарантирование долевых вкладов; проектное финансирование банком второго уровня; возведение «каркаса» жилого здания за счет собственных средств застройщика.
«По первому способу застройщик создает уполномоченную компанию, в уставный капитал которой вносит земельный участок, проектно-сметную документацию, деньги или незавершенное строительство в размере 10% и 15% от проектной стоимости. При этом застройщик должен иметь опыт работы не менее трех лет со строительством жилых зданий не менее 18 тыс. кв.м. в городах республиканского значения, столице и не менее 9 тыс. кв.м. при строительстве в регионах, безубыточную деятельность за последние два финансовых года, а также соотношение заемного и собственного капитала, не более семи», - пояснил Кусаинов.
При этом заключенный договор гарантии между Фондом гарантирования, застройщиком и уполномоченной компанией является основанием для привлечения денег дольщиков. И, в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству жилого здания, создаваемый Фонд гарантирования жилищного строительства при АО «НУХ «Байтерек» гарантирует завершение строительства и передачу дольщикам квартир.
По второму способу финансирование долевого строительства организуется застройщиком с привлечением кредита в банке второго уровня на сумму, достаточную для завершения строительства жилого здания. Банк будет осуществлять отбор застройщиков через квалификационные требования.
При этом застройщик должен обладать опытом возведения жилых зданий не менее трех лет, общей площадью не менее 18 тыс. кв.м. в городах республиканского значения, столице и не менее 9 тыс. кв.м. при строительстве в регионах. Уполномоченная компания должна иметь земельный участок и проектно-сметную документацию.
«После прохождения всех процедур застройщик и уполномоченная компания обращаются в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков, которые может использовать после возведения каркаса жилого здания по решению банка второго уровня. Банк будет выделять и контролировать целевое использование денег в соответствии с актами выполненных работ, подтвержденных инжиниринговой компанией», - уточнил вице-министр.
По третьему способу деньги дольщиков привлекаются после возведения «каркаса» жилого здания за счет собственных средств застройщика и уполномоченной компании. Снижение риска незавершения строительства обеспечивается более высокими квалификационными требованиями для застройщика и уполномоченной компании, а также значительным собственным участием. Застройщик и уполномоченная компания могут привлекать деньги дольщиков только после получения разрешения на привлечение денег дольщиков от местного исполнительного органа.
Таким образом, по прогнозам правительства, будут минимизированы риски для дольщиков «путем снижения вероятности нецелевого использования средств дольщиков и срыва сроков строительства посредством контроля расходования средств». Наряду с этим, удастся снизить стоимость финансирования и цены продажи жилья «посредством доступа застройщика к средствам дольщиков в процессе строительства, что положительно отразится на доступности жилья для населения». При этом будет увеличено кредитование строительного сектора банками второго уровня за счет снижения рисков в секторе жилищного строительства.
Кусаинов также сообщил сенаторам, что количество проблемных объектов с участием дольщиков в стране существенно снизилось: если с 2007 года по республике было 450 проблемных объектов долевого строительства с общей численностью дольщиков 62 889 человек, то по состоянию на 1 января 2016 года проблемных объектов осталось 13 с количеством дольщиков 1 136. «Из них в текущем году будет достроено 11 объектов и в 2017 году будет достроен последний объект - это ЖК «Территория комфорта» в Астане», - заверил вице-министр.
Сенаторы со своей стороны внесли немало поправок в документ. Так, они уточнили компетенцию местных исполнительных органов по выдаче и учету разрешений на привлечение денег дольщиков. Для исключения возможного демпинга законодательно решено закрепить минимальную стоимость квадратного метра. В частности, прописано, что «риск случайного удорожания стоимости строительно-монтажных работ жилого дома (жилого здания) несет подрядчик». Исключение составляют лишь случаи, когда удорожание происходит по независящим от подрядчика причинам и превышает 10% сметы - в данном случае риски несет уполномоченная компания.
Сенаторы вспомнили и о том, что зачастую уже после покупки гражданами квартир, выясняется, что паркинги, подвальные и подсобные помещения в жилых домах оказываются в собственности строительной компании, а не жильцов. В связи с этим, законодательно решено определить, что «долевое строительство - это жилое и нежилое помещение, включенное в договор о долевом строительстве». Таким образом, по мнению правительства, все спорные вопросы о принадлежности части помещений, будут сняты.
В итоге сенаторы большинством голосов законы приняли. Однако объем уточнений, внесенных депутатами, существенный - более 140 поправок.