Как отмечается в тексте правительственного законопроекта, документ разработан «с целью создания благоприятных правовых условий для формирования механизма защиты прав потерпевших, оказания фиксированной материальной помощи потерпевшим, их законным представителям, а также систематизация порядка финансирования и выплат средств, путем аккумулирования правовых, организационных, финансовых, административно-распорядительных ресурсов в фонде».
Учитывая отсутствие в действующем законодательстве механизма по оказанию единовременной финансовой помощи потерпевшим от уголовных правонарушений, принятие нового закона, считают в правительстве, приведет к укреплению защиты прав и законных интересов граждан и, как следствие, к росту доверия населения к органам уголовного преследования и суду.
По сути, фонд будет представлять собой контрольный счет наличности центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета для зачисления поступления и проведения выплат. Основными источниками его формирования станут неналоговые поступления, такие как фиксированные платежи и денежные санкции, налагаемые органом, ведущим уголовный процесс на совершившего уголовное правонарушение; средства от реализации конфискованного имущества, суммы залога, обращенные в доход государства, штрафы, наложенные в качестве наказания за уголовные правонарушения и суммы, взысканные в регрессном порядке с виновных, обязательства которых выполнены фондом.
Право получать компенсации из фонда получат несовершеннолетние, являющиеся жертвами сексуального насилия, жертвы торговли людьми и пыток; граждане, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженные вирусом ВИЧ/СПИД и родственники погибших в результате уголовных правонарушений. При этом, срок подачи заявления будет составлять три года с момента признания лица потерпевшим. Размер компенсации составит 30, 40 и 50 МРП соответственно, что, как отмечается в документе, «повлечет сокращение доходов республиканского бюджета на 1,2 млрд тенге ежегодно».
«Согласно статистическим данным на примере 2015 года единовременную финансовую помощь необходимо выплатить 6 тыс. потерпевшим от уголовных правонарушений на сумму порядка 600 млн. тенге (сумма расходов может варьироваться в зависимости от количества потерпевших)», - говорится в документе.
При этом, как отмечается в заключении научной экономической экспертизы документа, в исключительных случаях, при недостаточности денежных средств в фонде, для осуществлений компенсаций могут привлекаться средства из резерва правительства.
Сопутствующим законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности фонда компенсации вреда потерпевшим» вносятся поправки в бюджетный, уголовно-процессуальный кодексы и закон «О государственном имуществе». Стоит отметить, что по действующему законодательству, выплаты налагаются на осужденных, однако если у них нет средств и имущества потерпевшая сторона не получает ничего.
Согласно документа, деятельность фонда будет осуществляться в два этапа. На первом (с 2015 по 2016 год) будет осуществляться аккумулирование средств в фонд, общая сумма накоплений которых предположительно составит 1,2 млрд тенге.
«При этом, существует риск недостаточности средств, связанный с их непоступлением при мировом заключении споров и конфликтов», - говорится в заключении.
На втором этапе (с 2016 года) предполагается осуществление единовременных выплат потерпевшим посредством зачисления средств на их расчетные счета в банках второго уровня в пределах остатков средств фонда с первому числу каждого месяца «в утвержденной по решению органа уголовного преследования сумме, но не превышающей 150 МРП или 318 150 тенге (МРП на 2016 год составляет 2121 тенге)».
Кроме того, если в течение года поступления в фонд будут превышать выплаты, оставшиеся суммы не будут перечисляться в бюджет, а будут сохраняться на счетах и могут использоваться в будущем.