Маргарита Бочарова, Vласть
Каждое чрезвычайное происшествие в Казахстане порождает волну слухов и схожие комментарии в духе: «Власти скрывают истинные масштабы случившегося». События в Актобе на минувшей неделе не стали исключением. Vласть узнала у политологов, насколько эффективными они считают действия государства по противодействию распространению волн слухов.
Политолог Айдос Сарым считает, что неспособность государственных органов быстро брать под контроль ситуацию в информационном поле уже превратилась в тенденцию. Он в первую очередь связывает это с ростом недоверия к власти со стороны населения. Увеличивающийся с каждым днем разрыв между обществом и государством делает невозможным восприятие людьми информации без ожидания «подвоха», отмечает он.
Сарым не смог припомнить ни одного случая, когда отечественное телевидение приостановило вещание для того, чтобы какой-либо государственный чиновник в прямом эфире донес до населения официальную точку зрения властей на то или иной чрезвычайное происшествие, хотя в других странах мира это является распространенной практикой.
Политолог сомневается, что властям когда-либо удастся взять под полный контроль ситуацию с распространением информации в стране. Однако, здесь, по его мнению, все же существует два пути: совершенствовать коммуникации посредством реформ в государственном аппарате, в том числе «менять отношение людей к власти», или выработать ряд четких рекомендаций по образцу практики военных, чтобы пошагово реагировать на чрезвычайные ситуации. Кроме этого, следует наделить ответственные за безопасность службы большей «автономностью» с целью сократить процесс согласования официальной позиции, дополняет Сарым.
Антон Морозов, заведующий отделом информационного обеспечения и редакционно-издательской деятельности Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте, кандидат политических наук, разделяет точку зрения о том, что сложилась тенденция, когда власти не могут своевременно отреагировать на происходящие в стране громкие события.
Он уверен, что ситуация связана с «жесткой схемой информационной работы», принятой в Казахстане. Она предполагает «полную» зависимость государственных масс-медиа от официальной позиции властей и, как следствие, безоговорочное выполнение «данных сверху инструкций», которые не поступают оперативно или откровенно противоречат друг другу.
Чтобы преодолеть недостатки информационной работы государственных органов, необходимо не только «переформатировать» существующую систему управления информационными потоками, но и менять саму парадигму работы с информацией, дополняет Морозов. А пока, по его мнению, информацию в Казахстане не воспринимают так, как это «надо делать в XXI веке».
Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, высказывает более позитивное мнение в отношении действий властей в период подобных чрезвычайных ситуаций: «дело уже сдвинулось с мертвой точки». Он подчеркивает, что если раньше государственным органам необходимо было как минимум два дня для того, чтобы выдать официальную реакцию на произошедшее, теперь этот промежуток времени сократился до 4-5 часов.
Причина такого замедленного реагирования властей кроется, по его мнению, в ограниченных полномочиях отечественных чиновников «по высказыванию своего мнения»: согласование по традиции требует значительного времени.
Шибутов считает, что данная проблема должна быть «головной болью» Совета Безопасности: именно ему следует установить «процедуру выработки мнения госорганов, алгоритм согласования его и сроки подачи информации». Он напомнил, что одной из непосредственных функций этой структуры является выработка рекомендаций президенту «по повышению эффективности деятельности государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность».