Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

Программа модернизации ЖКХ была утверждена 30 апреля 2011 года. В её актуальности усомниться сложно – только в Алматы порядка 4,5 тыс. жилых домов требуют ремонта, а 1,4 тыс. признаны аварийно-ветхими и не подлежат ремонту.

 

По этой причине представители акимата часто проводят разъяснительные встречи с жильцами домов и председателями КСК, в ходе которых объясняют условия и необходимость программы. Но, даже несмотря на это, в интернете зачастую появляются вопросы о точности тех или иных процедур и условий. Появляются они из-за того, что программные изменения доходят до обществености лишь обрывисто.

 

Vласть поговорила с Аскаром Хамитовым, заместителем директора государственного коммунального предприятия «Алматы тургын уй», чтобы уточнить изменения программы и узнать, что нужно сделать, чтобы отремонтировать по ней дом.

 

Изначальным условием участия в программе остается регистрация жилого дома в качестве объекта кондоминиума. Услуга оказывается центрами по недвижимости через ЦОНы, но регистрация объекта кондоминиума - обязанность его участников. Для того, чтобы зарегистрировать кондоминиум, необходимо 2/3 голосов от числа присутствовавших на общем собрании жильцов.

 

Для вновь регистрируемых объектов кондоминиума необходимо изготовление технического паспорта, в том числе и для старых жилых комплексов, паспорта которых утеряны. Изготовление осуществляется за счет местного бюджета, где предусмотрены соответствующие затраты.

 

Для тех, кто уже находится в составе того или иного КСК, регистрация кондоминиума не повлечет никаких дополнительных расходов, кроме тех, которые необходимы для регистрации самого объекта кондоминиума.

 

После регистрации кондоминиума, его участникам необходимо провести собрание, где должны решиться ключевые вопросы: об участии в программе, об определении перечня и видов ремонтных работ, о выборе инициативной группы и наделении ее необходимыми полномочиями, а также о поручении органу управления кондоминиумом проведения технического аудита, о составлении дефектной ведомости, о разработке проектно-сметной документации (ПСД) и проведении государственной экспертизы по этой документации.

 

Аскар Хамитов рекомендует обратиться в ГКП «Алматы тургын уй» для проведения этого собрания: «Наши сотрудники проведут собрание, объяснят положения законодательства Республики Казахстан, порядок проведения модернизации, составления протоколов и исходной документации».

 

После разработки проектно-сметной документации она должна быть утверждена на собрании участников кондоминиума, на котором также должны согласовать выбор субподрядной организации, утвердить размеры ежемесячных платежей, а также выбрать представителей для участия в приемке выполненных работ. Орган управления объектом кондоминиума представляет эти и другие документы в ГКП «Алматы тұрғын үй», после чего заключается договор о проведении модернизации общего имущества объекта кондоминиума.

 

Контроль за качеством ремонта должен проводиться компанией «Алматы Тургын уй» и службой технического надзора, нанимаемой участниками кондоминиумов и оплачиваемой в рамках договора о проведении модернизации общего имущества объекта кондоминиума.

 

Одно из изменений программы стала сумма первоначального взноса за ремонт дома – 3% вместо 15%, которые были раньше. За счет этих средств может быть проведена регистрация объекта кондоминиума, оплата проведения технического аудита и разработки дефектной ведомости, разработки и проведения государственной экспертизы ПСД, а также иных затрат, связанных с ремонтом общего имущества объекта кондоминиума.

 

Сбор возвратных средств на данный момент осуществляет КСК. По итогам каждого месяца КСК переводит собранные средства на расчетный счет ГКП «Алматы тургын уй». Однако в ближайшее время данная работа будет поручена ТОО «Алматы қаласының тұрғын үй-коммуналдық шаруашылығы кәсіпорны», учредителем которого является акимат Алматы.

 

Новшество заключается и в том, что сумма, которую государство выделяет на ремонт домов, должна быть возвращена без учета инфляции. Условно говоря, если на ремонт вашего дома было выделено 12 млн. тенге и вы взяли их в рассрочку на 10 лет, то возвращать вы будете ровно эту же сумму.

 

Также программой предусмотрена предельная ставка для расчета ежемесячных начислений для малоимущих семей (граждан) – 5% от размера месячного расчетного показателя за 1 квадратный метр. Вместе с тем любым нуждающимся может быть оказана жилищная помощь согласно законодательству Казахстана.

 

Еще одно нововведение – привлечение собственных подрядных организаций. Жильцы вправе привлекать свои строительные компании. На эти компании также распространяются стандартные требования о наличии соответствующих государственных лицензий, опыта работы, строительной техники, квалифицированных кадров. Жильцы также вправе выбирать тип ремонта и строительные материалы. Один и тот же дом можно ремонтировать по частям. Но выбор субподрядной организации осуществляется на конкурсной основе. Для удобства жильцов было решено объединить капитальный ремонт и текущий в один механизм.

 

В 2011 году в рамках пилотного проекта удалось отремонтировать 67 домов, преимущественно в квадрате улиц Ауэзова-Габдуллина-Байзакова-Темирязева. В 2013 году эта цифра увеличится до 150 домов с заменой лифтов.

 

Для начала реализации программы были выбраны кирпичные многоквартирные жилые дома 1961-1962 годов постройки, которые требуют срочного проведения капитального ремонта. На эти цели в рамках программы для Алматы через ГКП "Алматы тургын уй" выделено 687,5 млн. тенге.

 

В большинстве ремонтируемых домов перечень работ включает в себя элементы термомодернизации - это замена и утепление кровель, ремонт фасадов, подвалов, инженерного оборудования и подъездов.

 

Ахмет Джульчиев, председатель КСК «Атакент» рассказал об основных недочетах первой реализации программы, на которых стоило бы заострить внимание как и жильцам, так и акимату.

 

«Это был пилотный проект. Ремонт начался стремительно. Жителям никто толком не разъяснил ситуации и того что будет (начато строительство - V). Возмущались не все, в основном пенсионеры. А пенсионеров в этих домах проживает довольно много. Еще одна ошибка заключалась в том, что строители по большей степени не контролировались. Вторую часть денег нужно было отдавать после сбора документов и утверждения выполненных работ с жителями домов, а строители получили их сразу после окончания работ и исчезли. Было сложно потом дорабатывать недочеты. К тому же, сметы были завышены, и иногда возникали непонимания по строительным материалам».

 

Однако, Джульчиев считает, что программа хорошая и, конечно же, в сравнении с первым опытом ситуация поменялась: «Сейчас они (Алматы тургын уй - V) берут заявления от жителей, что жители готовы провести ремонт. Делают дефектные акты. Потом сметы утверждают с жителями. Застройщики отчитываются перед жителями перед получением аванса. Но, все же, у программы остается еще одна проблема – она не рекламируется».

 

О сложностях говорит и Кайрат Нуркадилов, начальник управления жилья города Алматы:

 

«Сложности в том, что нужно составить дефектный акт, смету на ремонт дома. Дело в том, что КСК не всегда, почти никогда не владеют этими навыками, нет специалистов. Мы оказываем помощь.

 

Еще одна проблема – согласие жильцов. Многие считают, что государство обязано отремонтировать все бесплатно. Они не понимают, что теперь это частная собственность жильцов».