Марат Шибутов, Vласть

 

В конце августа был опубликован длинный и скучный документ «Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму», а так как у нас в стране не пишут о  длинных и скучных документах, предпочитая статьи вроде «Алматы признан самым грязным городом мира» или «В Голландии запретили Алису Селезневу», то он прошел мимо внимания СМИ и публики. А зря.

 

Дело в том, что данный законопроект, если он будет принят и станет законом, будет касаться буквально каждого гражданина страны. «Мы проснулись в другой стране» - примерно так можно про это сказать. В чем суть данного законопроекта?

 

Разработчики определяют цель его так – «создание эффективной государственной системы профилактики терроризма, пресечения террористических проявлений, минимизации и ликвидация их последствий на основе:

  • создания единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма в любой форме и соответствующим складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;
  • координации деятельности государственных органов по предотвращению и пресечению актов терроризма, минимизации и ликвидация их последствий»

 

О том, что такой законопроект нужен, решили на заседании Совета безопасности 23 ноября 2011 года, затем в течение зимы и весны группа разработчиков из КНБ над ним работала, потом в мае он пошел на экспертизу по инстанциям. В июне он уже был одобрен администрацией президента, секретариатом Совета безопасности и президентом.

 

Какие же основные моменты прописаны в данном законе? Я бы их разделил на следующие группы:

  1. Определения и уголовная ответственность
  2. Борьбе с пропагандой терроризма в исправительных учреждениях
  3. Безопасность общественных объектов
  4. Тактика борьбы с терроризмом
  5. Структура борьбы с терроризмом

 

Что вводится нового и чем оно отличается от действующего законодательства.

  1. Определения и уголовная ответственность. Вводятся новые определения и ответственность за них:

§  Вместо просто «терроризма» теперь будет «акт терроризма» - то есть определенное действие – для Уголовного Кодекса. А как социальное явление он определяется в законе «О противодействии терроризму»

§  Сам терроризм определяется теперь так «терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству». То есть вместо деяния будет преследоваться идеология.

§  В статье «Финансирование террористической деятельности» убирается определение «заведомо незаконное». То есть раньше, можно было финансировать терроризм и на следствии сказать, что «я просто деньги давал и не знал, что это незаконно». А теперь, всех финансирующих потенциальных террористов можно будет наказывать.

§  Вводится административное наказание для руководителей организаций, если не обеспечивают безопасность объектов, уязвимых для терроризма по аналогии с защитой от чрезвычайных ситуаций.

§  Штрафовать за распространение пропагандирующих терроризм материалов будут только юридические лица, а вот физических лиц будут сажать. Раньше агитаторы и вербовщики могли отделаться штрафом.

§  В зоне антитеррористической операции всякая охранная деятельность прекращается и за нее теперь будет административное наказание. В общем, чтобы всякие ЧОПы бойцам спецназа не мешали – такое и ввели.

§  В целом, разработчики хотят усилить борьбу с пропагандой и вербовкой людей в террористические группа, а то на протяжении многих лет делать это не получалось (см. статистику)

 

  1. Борьбе с пропагандой терроризма в исправительных учреждениях. Водятся следующие нормы:

§  Совершение религиозных обрядов и проведение собраний не должно препятствовать деятельности учреждений, исполняющих наказания, то есть практически будет подчиняться распорядку дня.

§  Вместо определения «служители культа» используется «священнослужители». Возможно, будет иметься в виду, что к заключенным могут приходить только представители ДУМК и РПЦ, а, возможно, и римско-католической церкви.

 

  1. Безопасность общественных объектов

§  Контроль над состоянием антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, возлагается на МВД.

§  Каждый общественный объект, уязвимый в террористическом отношении, готовит паспорт антитеррористической защищенности (аналог декларации безопасности промышленного объекта).

§  Вводится понятие «объекты, уязвимые в террористическом отношении – особо важные государственные, стратегические объекты и объекты отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, юридические лица, в том числе предприятия и учреждения, являющиеся потенциальными источниками катастроф техногенного характера, объекты массового скопления людей, перечни которых и соответствующие требования, предъявляемые к ним определяются Правительством Республики Казахстан».

§  Вводится понятие «объекты массового скопления людей - объекты торговли, торговой площадью от 500 кв. м и более, предприятия общественного питания на 100 и более посадочных мест, рынки, торговые центры и комплексы; санаторно-курортные организации, пансионаты, дома отдыха, туристические базы; концертные залы, спортивные и иные публичные сооружения, рассчитанные на одновременное пребывание 200 и более посетителей; организации образования и здравоохранения».

 

  1. Тактика борьбы с терроризмом

§  Вводятся определения «оперативно-боевое мероприятие», «оперативно-боевые действия», «оперативно-боевое сопровождение». Сделано это чтобы лучше распределять ответственность при проведении операций.

§  Отдельно обговариваются вопросы личной охраны президента Казахстана. Также говорится о специальных охранных мероприятиях в пределах компетенции службы охраны президента (СОП) – то есть под угрозой оказались высшие чиновники.

 

  1. Структура борьбы с терроризмом

§  Обеспечивается ограниченный доступ к информации об антитеррористических действиях

§  На правительство возлагаются новые функции - определение требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении; утверждает правила взаимодействия по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в специальных и исправительных учреждениях.

§  Ведущая роль по борьбе с терроризмом принадлежит Комитету национальной безопасности.

§  Закрепляется статус Антитеррористического центра при КНБ, как ведущего координационного межведомственного центра по борьбе с терроризмом, объединяющего силовые ведомства страны.

§  Отдельно вводится понятие «Информационно-пропагандистское противодействие терроризму»

§  Руководители и владельцы объектов, уязвимых в террористическом отношении, обязаны проводить мероприятия по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.

§  Вводится понятие оперативных штабов, которые будут непосредственно руководить антитеррористическими операциями. Руководить ими будут председатель КНБ и региональные руководители КНБ.

§  Также к борьбе против терроризма привлекаются вооруженные силы. Основная их задача пресечение терроризма в воздушном и водном пространстве.

§  При захвате самолета или корабля террористами при невозможности освободить заложников он уничтожается.

§  Тела погибших террористов для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

§  Средства массовой информации обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.

 

Все эти поправки не новы и используются в антитеррористическом законодательстве США, России и в модальном законодательстве СНГ.

 

Что в сухом остатке остается после прочтения всех этих возможных изменения в законодательство, которые как я думаю, все-таки примут?

 

На мой взгляд, говорят все эти изменения о следующем:

  1. Война с терроризмом будет действительно крупномасштабной и объединит все государственные органы.
  2. Скажется борьба с терроризмом и на обычных гражданах, к примеру, возможно, при входе в супермаркеты появятся металлодетекторы и детекторы взрывчатки. Усилятся все охранные меры.
  3. Ведущим силовым ведомством страны станет КНБ, а Антитеррористический центр КНБ будет более влиятельным органом, чем Совет безопасности. Соответственно, председатель КНБ становится если не вторым, то третьим или четвертым по влиянию человеком в стране.
  4. Оперативные штабы позволят сформировать дополнительную подпорку для центральной власти в регионах. В этих условиях о какой-либо фронде или намеках на сепаратизм думать даже не посмеют.

К сожалению, антитеррористическую борьбу вполне можно использовать для политической борьбы с кем угодно и как инструмент для широких злоупотреблений.