Софья Пашкова, Астана, Vласть
Новый комплексный план по внедрению механизмов тарифообразования на воду одобрило правительство на последнем в 2012 году заседании. Обсуждение этого важнейшего, без преувеличения, для всех казахстанцев вопроса в правительстве было недолгим и достаточно сдержанным.
Так, министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев, представляя проект плана, отметил, что в нем заложен ряд направлений, предусматривающих внесение изменений в действующие нормативные правовые акты. В числе новшеств - особый порядок формирования затрат и инструкцию по расчету ставки прибыли в части изменения методологии формирования тарифов на услуги водоканалов, обеспечение агентством по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, АРЕМ и местными исполнительными органами проведения водоканалами переоценки основных средств, и так далее.
При этом новые механизмы тарифообразования будут применяться уже в следующем году при утверждении предельных тарифов.
Председатель агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, в свою очередь, проинформировал, что комплексный план является «только первым этапом изменения подходов к формированию тарифов». На следующем этапе, по результатам проведения водоканалами экспертизы их деятельности, в мае следующего года будут выработаны новые подходы к эффективному тарифообразованию до 2020 года.
Одна из главных целей – это увеличение источников финансирования в тарифе. Для этого, по словам Оспанова, «единовременно будут включены в тариф результаты проведенной переоценки основных средств водоканалов в полном объеме, а также увеличена ставка прибыли на задействованные активы». В результате, «возможно превышение источников финансируемых в тарифе над объемами инвестиций». В связи с этим «прибыль будет ограничена на уровень инвестиционной программы водоканалов по аналогии с предельными тарифами на электроэнергию». Тем самым, будет внедрен принцип «тариф в обмен на инвестиции».
Введение ограничений, по замыслу авторов плана, должно стимулировать водоканалы к проведению масштабной модернизации и реконструкции, утверждению инвестиционных программ, и поиску новых источников финансирования. Правда, увеличению финансовых источников должна предшествовать обязательная переоценка водоканалами основных средств. Оспанов напомнил, что предусмотрены механизмы государственно-частного партнерства в сфере водоснабжения. «Условием для этого является достаточно прозрачный уровень прибыли для возврата вложенных инвестором средств. Поэтому принятие поправок в части увеличенной части прибыли даст возможность инвесторам вкладывать средства в активы водоканалов. При этом не исключается возможность банковских заимствований. Тем более, что действующим законодательством предусмотрен их возврат», - пояснил он, добавив, что «такой рыночный подход создаст стимул для привлекательности заимствований в сферу водоснабжения».
Вместе с тем глава АРЕМ подчеркнул, что «одномоментного повышения тарифов для всех водоканалов не ожидается». Предусматривается разработка специального графика по переходу водоканалов на предельные тарифы уже с учетом нового механизма тарифообразования. График будет рассчитан на 2013-2015 годы. При этом «будет продолжена практика применения дифференцированных тарифов на воду по группам потребителей, а также в зависимости от объемов потребления и зависимости от наличия или отсутствия приборов учета». «Предусматривается увеличение разрыва между уровнем тарифов. Применение дифференцированных тарифов не позволит резко повысить оплату для потребителей, экономно расходующих воду по прибору учета. Более того, дифференциация тарифов и сокращение объемов потребления воды является одним из мероприятий по переходу к зеленой экономике», - уточнил Оспанов.
Резюмируя доклады, глава правительства Серик Ахметов обратил внимание на необходимость «формирования правильных механизмов по дифференциации тарифов». В целом, комплексный план премьер-министр поддержал, подчеркнув, что «благодаря инвестиционным программам появится возможность провести масштабную модернизацию и реконструкцию водоканалов и водоотведений». «Главное – это безубыточность водоканалов. Если водоканалы будут безубыточно работать с прибылью, то мы сведем на нет ненормативные потери воды. Вода должна реально стоить, и мы добьемся высокоэффективного тарифа с тем, чтобы водоканалы наконец-то провели масштабную модернизацию», - заключил он.