Маргарита Бочарова, Vласть
С начала текущего года возбуждено 174 уголовных дела против торговцев людьми, в 2011 году 74 человека осуждены за насилие над несовершеннолетними, 90% освобожденных подростков из колонии для малолетних преступников никогда не встанут на путь исправления – такие цифры были озвучены в итоговых телепрограммах прошедшей недели. Однако ни один из этих фактов не вызвал такого резонанса в обществе, как новости об отечественных чиновниках, каждому из которых на телевидение досталась своя минута славы.
Наибольшего внимания со стороны тележурналистов на прошлой неделе удостоился, безусловно, Асылжан Мамытбеков, который занимает пост министра сельского хозяйства Казахстана. Телеканалы широко растиражировали синхрон, где министр пытается собраться и довести, наконец, до конца свою мысль о том, что в условиях чрезвычайной ситуации фермерам «помощь оказывать планируется».
Эпизод, должно быть, очень понравился Артуру Платонову, который в «Слугах народа» двусмысленно посетовал на скуку, которая непременно воцарится в правительстве, если Мамытбеков все же покинет министерство. Ведущий программы искренне попытался «постичь размах фантазии и глубину абстрактного мышления агрария», когда последний был вынужден оправдываться перед депутатами за «провал» программы по развитию экспортного потенциала КРС, которая, к слову, завершится лишь в 2015 году.
Не удивительно, что телевизионщики вспомнили и в очередной раз продемонстрировали зрителям прошлогодние кадры, на которых Мамытбеков говорит об отсутствии необходимости расчищать ветровалы в урочище Медеу, ссылаясь на мировую практику. И снова прозвучал ставший уже традиционным вывод: «природа министра подвела».
Смешанные чувства в отношении Мамытбекова испытал и Сергей Пономарев: с одной стороны, министр «снова порадовал», с другой же, напор народных избранников на главу аграрного ведомства, по мнению тележурналиста, вполне заслуживает жалости. Кроме этого, ведущий «Портрета недели» не преминул окрестить 17 сентября «черным понедельником» для Асылжана Мамытбекова, который в этот день также отмечал свое 44-летие.
«Не по-осеннему жарким днем» назвали понедельник журналисты итоговой программы на «Астане», имея в виду «правительственный час» в парламенте. Однако стоит отметить, что оценки телекорреспондентов носили более взвешенный и умеренный характер: они посчитали, что в тот злополучный день депутаты попросту не услышали, а, может, и «не захотели услышать» Мамытбекова, что вылилось в полное отсутствие конструктива с их стороны.
Более того, «Дневник с Гульжан Мукушевой» стал единственной итоговой программой, которая в сюжете о, мягко говоря, неудачном выступлении министра перед мажилисменами, посчитала нужным обратиться к сторонникам проводимой им политики. Бывший вице-министр сельского хозяйства Казахстана Арман Евниев высказал предположение, что за депутатской критикой скрывается совершенно иной мотив.
По его мнению, взятое Мамытбековым «реформаторское» направление на поддержку только «эффективных» землепользователей вызывает предсказуемый негатив со стороны некоторых депутатов, которые по совместительству являются владельцами земельных ресурсов. Евниев убежден, что команде министра определенно «нужно дать доработать».
Кроме Асылжана Мамытбекова телегероем прошлой недели стал экс-глава комитета таможенного контроля министерства финансов Казахстана Серик Баймаганбетов, также занимавший в свое время министерское кресло в правительстве Карима Масимова. Начавшийся на прошлой неделе суд над чиновником вызвал неподдельный интерес СМИ, обострившийся в связи с беспрецедентной для казахстанского правосудия ситуацией: подсудимому позволили сделать публичное заявление для прессы.
Баймаганбетов ожидаемо заявил о своей невиновности в получении взятки, размер которой, по мнению команды КТК, совершенно «смешной» - 50 тысяч долларов США. Сергей Пономарев даже определил, что такая сумма – это «уровень областного заместителя начальника дорожной полиции».
Тем не менее, сюжет в «Портрете неделе» не отличался заурядностью: Ярослав Красиенко взялся подсчитать, сколько министров в истории независимого Казахстана попадали на скамью подсудимых или до сих пор находятся в розыске.
Итоговая цифра не превысила и десяти, однако для двадцатилетней истории государственности количество недобросовестных министров более чем достаточное. Самым «популярным» обвинением в адрес министров и по сей день является взяточничество и расхищение государственных средств, констатирует журналист.
Тему «опальных» чиновников поднял в своей программе и Геннадий Бендицкий, решивший напомнить телезрителям о подробностях «хоргосского дела» в преддверии судебного процесса над его участниками. По словам Бендицкого, следствию доподлинно известно о высокопоставленных «покровителях» преступной группировки, действовавшей на таможенном посту.
Зрители «31 канала» в субботний вечер получили возможность посмотреть короткий фильм-презентацию, сделанную сотрудниками правоохранительных органов в качестве отчета о своих действиях по установлению личностей и задержанию преступников. Бендицкий предварительно оговорил, что обвинения в разглашении информации секретного характера в данном случае абсолютно несостоятельны, так как истина должна стать известна широкой общественности.
На общественность посыпался такой объем подробной оперативной информации, что установить какие-то взаимосвязи и уловить суть многоуровневой схемы преступников едва ли удалось многим телезрителям. Ясность внес агент спецслужб, внедренный в ОПГ, с которым у Бендицкого состоялся откровенный разговор.
Анонимный собеседник в эфире телеканала сообщил, что трое весьма влиятельных сотрудников Комитета национальной безопасности «крышевали» деятельность группировки за некоторые денежные вознаграждения. Размер таких неофициальных доходов, по его словам, вполне позволял им иметь дом с 250 комнатами и ездить на чемпионаты мира по футболу с поражающей регулярностью.
Несмотря на сомнительные источники информации, вывод Бендицкого вполне оправдан: вынесение обвинительного или оправдательного приговора госслужащим продемонстрирует, насколько государство и общество готовы к борьбе с коррупцией в стране.
Стоит ли упоминать, что ни об одном из перечисленных в обзоре эпизодов зрителям телеканала «Хабар» в воскресенье узнать не довелось?