Марат Шибутов, обозреватель Vласти

 

Известно, что казахстанский парламент обладает минимальным влиянием на политику страны. Однако не все представляют, как именно происходило эта потеря законодательной властью своих полномочий.

 

Снижение роли парламента как законотворческого органа происходило в несколько этапов, каждый из которых вносил свою лепту в передачу законотворческих функций другим ветвям власти:

  1. 11 марта 1995 года Верховный Совет Казахстана тринадцатого созыва был распущен и до 9 декабря того года все законодательство пополнялось за счет Указов президента. Именно эти указы существенно изменили все законодательство Казахстана, в том числе была принята новая Конституция и была существенная реформа парламента.
  2. 19 июня 1996 года Указом президента №3044 было принято «Положение о порядке согласования с Президентом Республики Казахстан планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан и с Администрацией Президента Республики Казахстан проектов законов, вносимых Правительством в Мажилис Парламента Республики Казахстан». Оно окончательно закрепила за администрацией главы государства и правительством основные законодательные функции в ущерб парламенту.
  3. В 2007 году был избран однопартийный мажилис, который стал крайне управляемым, что привело к отсутствию критики по отношению к законодательным инициативам, выдвигаемым президентом и правительством. Таким образом, парламентом были утрачены даже функции по критике и внесению изменений в законопроекты. Кроме того, избрание по партийным спискам полностью разрывают связи между избирателем и депутатом, а также позволяют руководителю фракции лишить депутата его статуса.

 

Таким образом, парламент стал одним из законотворческих центров в Казахстане, полный список которых включает в себя:

  1. Департамент законодательства министерства юстиции: экспертиза всех законопроектов, собирает план законопроектных работ.
  2. Государственно-правовой отдел администрации президента: пишет указы президента, делает экспертизу всех законопроектов и планов законопроектов работ.
  3. Межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности при правительстве Республики Казахстан: обсуждает законопроекты.
  4. Канцелярия премьер-министра: экспертиза законопроектов и подготовка плана законопроектных работ.
  5. Департаменты центральных исполнительных органов: непосредственная разработка законопроектов
  6. Парламент: разработка, экспертиза и принятие законов.

 

Одной из мер сдерживания активности парламента (чтобы он не смог исправить существующее положение дел) является специальный подбор кадров туда. Основой его стала назначение, как в мажилис (через формирование партийных списков), так и в сенат людей, не склонных к политической активности. Таким образом, в парламент стараются набрать – чиновников среднего звена для стажировки в центре, высших чиновников – как почетная отставка или время переждать некоторый период времени из-за найденного на них компромата, партийных функционеров и немного - общественных деятелей. Данные категории людей пассивны и не будут участвовать в политической борьбе.

 

Косвенным, но достаточно наглядным показателем активности депутатов являются депутатские запросы. За четыре года работы мажилиса четвертого созыва (2007-2011) 32% мажилисменов не подготовили ни одного запроса в госорганы, а от 1 до 9 запросов в направили 33% депутатов, что говорит о формальности их пребывания в мажилисе.

 

16% депутатов подготовили и направили от 10 до 19 запросов в госорганы, 13% - от 20 до 49 запросов. И только 6% депутатов отправили за 4 года своей работы более 50 запросов – то есть свыше 1 запроса в месяц.

 

Если анализировать отправку запросов по комитетам палаты, то выясняется, что меньше всего проблем у нашего сельского хозяйства (66 запросов, 5% от общего количества запросов), природопользования (112 запросов, 9%) и бюджета (69 запросов, 6%). На самом деле, все обстоит с точностью до наоборот.  Как видно, активность депутатов практически не коррелирует с проблемами сфер, которые они курируют.

 

Больше всего запросов в госорганы направлено членами комитетов по экономической реформе и региональному развитию (285 запросов, 23%), социально-культурному развитию (252 запроса, 21%) и законодательству (191 запрос, 16%).

 

Что касается, состава мажилисменов, то характеристика Мажилиса в 2011 году была следующая:

  1. Этнический состав мажилиса самый пестрый из всех, так как туда были избраны 9 депутатов от Ассамблеи народов Казахстана. Большинство составляют казахи – 76,6%, затем идут русские 15% и замыкают тройку ведущих этносов немцы – 2,8%. По 0,9% имеют балкарцы, белорусы, болгары, узбеки, уйгуры, украинцы.
  2. Средний возраст депутатов мажилиса 61 год, как и у сената (средний возраст населения Казахстана 31,7 лет). Однако разброс возрастов здесь шире. Депутатов возрастом 30-39 лет – 1,9%, 40-49 лет- 16,8%, 50-59 лет – 34,6%, 60-69 лет – 43%, 70-79 лет – 3,7%.
  3. Мажилисменов пенсионного возраста 37,4% .
  4. Количество женщин в мажилисе – 15%, а мужчин 85%.
  5. Наибольшее количество мажилисменов происходят из Карагандинской и Южно-Казахстанской областей. Наименьшее - из Актюбинской и Мангистауской областей, а также Астаны.

 

Характеристика Сената в 2011 году следующая:

  1. Большинство среди сенаторов составляют казахи (85,1%), русских 12,8%. Остаток приходится на корейцев – 2,1%.
  2. Средний возраст сенаторов 61 год. Сенаторы являются самыми пожилыми из всех блоков власти – младше 40 лет нет вообще, в диапазоне 70-79 лет 8,5% сенаторов, 60-69 лет - 57,4%. Количество сенаторов в возрасте 40-49 лет - 4,3%, а 50-59 лет - 29,8%.
  3. Пенсионного возраста достигли и за него уже перевалили 53,2% сенаторов.
  4. Мужчинами являются 95,7% сенаторов, женщин всего 4,3%.
  5. Наибольшее количество сенаторов родилось в Алматинской и Карагандинской областях. Наименьшее в Актюбинской, Костанайской, Мангистауской областях и городе Астана. Горожан 27,7%, уроженцев сельской местности 70,2%.

 

Необходимо отметить, что среди парламентариев преобладали специалисты с сельскохозяйственным образованием, крайне мало кадровых военных и сотрудников силовых органов, практически нет представителей высокотехнологичных отраслей промышленности. Кроме того, состав парламента не отражает этнической и демографической картины страны.

 

Одной из форм «задабривания» депутатов, помимо специального подбора кадров, является их хорошее бюджетное снабжение. Ниже приводятся данные по бюджету Парламента за 3 года. Надо отметить, что часть расходов, в частности медицинское обслуживание депутатов и содержание их автопарка входит в бюджет Управления делами президента и в нижеследующей таблице не учитывается.

 

Так как парламентариев 154 человека (также есть аппараты сенаты, мажилиса и по 2 помощника у каждого депутата – но их можно считать как обслуживающий депутатов персонал), то каждый обходится в 59 740 260 тенге в год или около 5 миллионов тенге в месяц. Зарплата депутатов  составляет от 360 до 600 тысяч тенге в месяц. 

 

 

Бюджет парламента Казахстана, тыс. тенге
 

Хозяйственное управление парламента в 2011 году

10 074 550
Обеспечение деятельности парламента  8 664 986
Капитальные расходы ХОЗУ парламента  3 050
Социологические исследования по разработке законопроектов 7 159
Строительство зданий, сооружений  ХОЗУ парламента 1 399 355

Хозяйственное управление парламента в 2012 году 

9 199 124
Обеспечение деятельности парламента  9 178 796
Капитальные расходы ХОЗУ парламента 13 169
Социологические исследования по разработке законопроектов 7 159

Хозяйственное управление парламента в 2013 году

9 254 051
Обеспечение деятельности парламента 9 216 892
Капитальные расходы ХОЗУ 30 000
Социологические исследования по разработке законопроектов 7 159

Новый мажилис, хотя и является многопартийным, по сути дела сильно от предыдущего не отличается – он такой же возрастной, в нем большая доля отставных чиновников, еще меньше связи с регионами и меньше пользующихся общественным доверием людей.

 

Фото Максим Маслов, "Новости-Казахстан"