А теперь представьте, что вы амбициозный архитектор. Изучение того, как расчеты могут помочь вам проектировать более креативные и сложные конструкции, может стать довольно увлекательным процессом. И вместо ощущения усталости от работы на дому, вы скорее всего почувствуете прилив сил и сможете работать всю ночь. Хотя по сути это та же работа, но с другим психологическим воздействием.
Михай Чиксентмихайи, психолог Клермонтского университета, изучал данный феномен на протяжение десятилетий. Он называет его «потоковым состоянием», в котором мы ощущаем себя «в ударе». Когда люди находятся в таком состоянии, они полностью поглощены работой и сконцентрированы на ней. Они погружены в нее.
Но когда мы интуитивно понимаем, что те задачи, которые мы находим интересными, могут показаться для нас легкими, что происходит с нашим моральным состоянием? Может ли интерес помочь нам выполнять работу лучше без ощущения чувства усталости? Наше совместное исследование с психологом Лизой Линненбринк-Гарсия (Мичиганский государственный университет, США) , недавно опубликованное в американском журнале по экспериментальной социальной психологии (Journal of Experimental Social Psychology), показывает, что может.
Во время своего исследования мы попросили группу студентов решить кроссворды. Но сначала они должны были рассказать нам, каким увлекательным и приятным по их мнению будет это задание. Затем они прочитали утверждение, которое описывало задание как полезное с индивидуальной точки зрения или нейтральное.
Те, кто прочитали первое описание и относились к заданию как к приятному, решили большинство кроссвордов. Более того, темп их работы не ослабевал. И хотя они не показали самые лучшие свои результаты, их интерес к заданию мотивировал их работать дольше. Тем самым они выполнили больше заданий. Их увлеченность была более эффективной. Другими словами, они были «в ударе».
Затем мы хотели проверить, приведет ли подобная повышенная активность к ощущению усталости, и поможет ли заинтересованность в работе сохранить ресурсы. В рамках контрольного исследования мы оценивали приятные ожидания студентов от выполнения задания, а также значение последнего с индивидуальной точки зрения. После выполнения задания с кроссвордами, участники эксперимента сжимали кистевой эспандер так долго, как могли. Подобное задание часто используется в психологических экспериментах для оценки степени морального истощения. Подобно состоянию самоконтроля, необходимого для концентрации на работе в тот момент, когда нам хотелось бы заняться чем-то более приятным, сопротивление желанию отпустить эспандер, когда становится неудобно, также требует концентрации. А это напряжение морально изматывает.
Мы обнаружили, что те участники, по мнению которых поставленная задача была увлекательна и имела важное значение, не только показали наилучшие результаты, но и сжимали эспандер дольше всех. То есть они выполнили почти все задания. И сам процесс не был для них изматывающим. Для сравнения те, кто не был заинтересован в задании показали в целом невысокий результат. И приложенные усилия привели к усталости.
Среди нас есть счастливчики, которые находят свою работу интересной. Но так происходит не всегда. Если заинтересованность имеет важное значение, как мы можем скучные задачи превратить в интересные?
Исследование, проведенное психологами Крисом С. Халлманом (Университет Виргинии, США) и Джудит Харакивиц (Университет Висконсина, США), показывает, что для большинства из нас заинтересованность — это результат того, находим ли мы работу полезной. Для многих студентов, например, наука — это скучное занятие, потому что с их точки зрения, она не особо пригодится им в повседневной жизни.
Учитывая этот момент, исследователи попросили учеников старших классов с углубленным изучением точных наук периодически выполнять определенные письменные задания в течение семестра. Затем специалисты случайным методом отобрали половину из них и попросили подвести итог того, что они узнали в классе. Другая половина написала о практической пользе науки в их жизни, таким образом подчеркнув ее важность и ценность с личной точки зрения.
В конце семестра исследователи выяснили, что по сравнению с теми, кто просто подводил итоги о выученном материале — те, кто высказался о личной пользе, показали большую заинтересованность в науке, а также более высокие оценки. Более высокие показатели были даже у тех, от кого до этого их не ожидали.
Исследование также показывает, что социальное участие в деятельности может благоприятствовать развитию заинтересованности. В рамках своей работы, опубликованной в Журнале образовательной психологии (Journal of Educational Psychology), мы с коллегами попросили учеников средних классов поиграть в игру с математическими элементами. Участники эксперимента играли по одному, соревновались и вместе играли друг с другом. По сравнению с одиночными игроками те, кто играл с напарником, показали более высокий уровень интереса к игре и больше стремились пройти ее.
Более того, психологи Прянка Карр и Грегори Уолтон их Стэнфордского университета выяснили: простая вера в то, что вы работали с другим человеком, а не в одиночестве, может усилить ваш интерес к выполнению задания и снизить ощущение моральной усталости. Если обобщить, заинтересованность имеет значение большее, чем мы себе представляли.
Очень важно сохранять нашу мотивацию и эффективность, не изматывая нас морально. И рутинная работа может превратиться во что-то увлекательное. Учителя, менеджеры и родители должны играть решающую роль в развитии заинтересованности у своих студентов, сотрудников и детей. Ведь именно заинтересованность поможет им в достижении самых важных целей.