Несмотря на заявление Минтраспорта о готовности балтийской компании Bolt выйти на казахстанский рынок такси, перспектива появления новых агрегаторов остается небольшой. Предыдущие попытки международных игроков закрепиться в этой сфере завершались убытками и уходом с рынка. Эксперты, опрошенные «Властью», отмечают, что конкурировать с «Яндексом» — фактическим монополистом на казахстанском рынке — крайне сложно из-за его инфраструктурного преимущества и ценовой политики. Шансы есть лишь у локальных проектов с нишевыми сервисами.
В конце августа министр транспорта Нурлан Сауранбаев заявил о выходе на казахстанский рынок эстонской компании Bolt. Глава ведомства пояснил, что она начинает с аренды самокатов и затем вернется в покинутый в 2021 году сегмент услуг такси, где составит конкуренцию его фактическому монополисту — компании «Яндекс».
Однако в самой Bolt «Власти» процитировали уже сделанное заявление о том, что у компании нет планов скорого запуска своего сервиса такси.
«Bolt уже продолжительное время оценивает потенциал казахстанского рынка. Однако, что касается наших услуг по вызову такси, мы не планируем запускать их в 2025 году. Как только бизнес-решение будет принято, мы поделимся дополнительной информацией», — сообщил региональный пресс-секретарь компании Мантас Чижас.
Президент Ассоциации таксопарков и курьерских услуг Мейрамбек Абелкасов рассказал «Власти», что их анализ говорит о крайне низкой вероятности появления Bolt и других зарубежных игроков в сегменте такси. Причина в том, что компаниям придется потратить миллионы долларов на маркетинг, субсидии водителям и программу лояльности для клиентов, чтобы выдержать жесткую конкуренцию с «Яндексом».
«Эту идею Bolt предложила, чтобы им разрешили выйти в город со списанными самокатами, которые они привезли из Европы после 5 лет эксплуатации. Самокаты поступили еще весной, но акимат Алматы, непосредственно управление городской мобильности, не давало им решения запуститься, поскольку в городе и так достаточно самокатов», — поясняет Абелкасов.
На повторный запрос в Bolt относительно самокатов ответили, что они полностью исправны и соответствуют европейским стандартам безопасности, которые применяются во всех других странах, где присутствует компания. Те же модели используются сейчас во многих городах Польши, Украины и других государств Европы.
«При планировании запуска мы тесно сотрудничали с городскими властями Алматы и выполнили все требования, как и другие операторы проката электрических скутеров. Кроме того, мы провели внутренние технические проверки и оперативную подготовку каждого скутера», — добавляет Чижас.
Неопределенность планов Bolt напрямую связана с общим вопросом наличия потенциала у казахстанского рынка услуг такси.
Абелкасов полагает, что его перспективы весьма ограничены. Долгая работа монополистов чаще всего делает появление конкурентов невозможным. А наличие монополистов в бизнесе такси — обычное дело для многих стран. Как правило, рынки поделены между агрегаторами по региональному принципу: Uber доминирует в США и Западной Европе, Bolt – в балтийских и восточноевропейских государствах, Яндекс — в странах СНГ, а DiDi — в Китае и Юго-Восточной Азии.
Лидерство «Яндекса» в Казахстане, как объясняет Абелкасов, подкреплено его инфраструктурными возможностями, которые делают работу водителей с компанией наиболее выгодной.
Например, «Яндекс Навигатор» выстраивает максимально удобные маршруты для водителей и пассажиров; «Яндекс Погода» помогает устанавливать коэффициенты в зависимости от метеоусловий; а «Яндекс Афиша» дает прогноз о повышенном спросе в местах, где проходят крупные мероприятия. За счет этого «Яндекс» предлагает лучшие условия оплаты для водителей.
«Когда в Казахстан заходили Bolt и DiDi, они сожгли колоссальные бюджеты. Но у них не получилось закрепиться и составить конкуренцию “Яндексу”. Выйти на операционный плюс достаточно сложно как раз из-за бонусов пассажирам и субсидий водителям. Без этого поездки не станут дешевле, а без привлекательной цены у пассажиров не будет стимулов использовать другой сервис», — объясняет Абелкасов.
Трудности при возможном выходе Bolt на казахстанский рынок такси предвидит и основатель, генеральный директор компании inDrive Арсен Томский. Комментируя новость в социальных сетях, он обозначил агрессивную ценовую политику «Яндекса» их главной причиной. В момент появления новой компании, «Яндекс» максимально снижает цены и щедро дотирует водителей.
Накопленные ресурсы позволяют ему переждать период, в течение которого новые игроки готовы терпеть убытки. Затем, чтобы отбить затраты, «Яндекс» может сделать цены выше, чем были, констатирует глава inDrive.
«Монополия может сохраняться и другими способами. Например, подключённым таксопаркам могут запретить работать с новым сервисом. Или другим сервисам не дают работать с картами (Яндекса — .В), а качество Google Maps в Казахстане очень низкое», — добавил Томский.
По его словам, демпинг цен можно предотвратить за счет лучшего исполнения антимонопольного законодательства. При этом Арай Бекембаев, страновой менеджер inDrive в Казахстане, называет регуляторную рамку адекватной нынешнему уровню развития цифровых платформ в стране, которая на уровне текста законов не делает поблажек ни одному из игроков рынка.
«Важно, чтобы регулирование опиралось и на международную практику, и на региональную специфику, учитывало интересы всех участников рынка и было направлено на то, чтобы пользователи получали лучший сервис», — говорит Бекембаев.
Абелкасов же считает, что регулирования сферы такси в Казахстане как такового нет. Профильные госорганы, по его мнению, опасаются заниматься им из-за непонимания, как задать правила хаотичному рынку с большим количеством частных игроков. Поэтому Минтранспорта и его департаменты предпринимали попытки перевести субъектов отрасли в разряд саморегулируемых организаций.
В этой ситуации, по словам президента ассоциации, новым игрокам на рынке такси остается не так много места: «Если даже что-то появится, то в небольшом сегменте: корпоративные поездки, электротакси или премиальный сервис. Шансы здесь есть в основном у локальных игроков. Ходили слухи, что Kaspi разрабатывает свою платформу, но сейчас об этом ничего неизвестно. В любом случае, новым агрегаторам будет достаточно сложно выйти на операционный плюс».
В Kaspi отказались отвечать на вопросы «Власти» о возможной разработке сервиса такси.
Поддержите журналистику, которой доверяют.