Vласть объясняет. Всё о новой системе оплаты проезда в Алматы
Данияр Молдабеков, Vласть
С 1 августа в общественном транспорте Алматы оплата будет производиться по принципу дифференцируемого тарифа. Что это значит?
Это значит, что система оплаты теперь будет раздельной: те, у кого есть карта оплаты «Онай» (безналичный расчет, сюда же относится пополнение счета карты «Онай» через банковские карты и СМС), будут, как и прежде, платить за проезд 80 тенге. Те, у кого нет карты «Онай», будут платить наличными 150 тенге. Дифференцируемый тариф действует во многих крупных городах мира, но, зачастую, есть те или иные отличия. Концепция же в целом одна и та же.
Зачем его вводят?
Городские власти объясняют новшество тем, что стремятся к прозрачности и вывода из тени денежных средств в сфере пассажирских перевозок. По логике городской администрации, имея возможность платить 80 тенге, вне зависимости от обладания картой «Онай», алматинцы, как считают в акимате, не спешат покупать карту безналичной оплаты. Это приводит к тому, что часть средств, которые должны поступать в городскую казну в виде налогов (которые, в свою очередь, как уверяют власти, пойдут на совершенствование транспортной системы), идут в карман к водителям общественного транспорта.
Сохранятся ли льготы?
Да, обладатели льготных карт «Онай» (студенты, многодетные матери, школьники, студенты, пенсионеры), как и прежде, будут платить за проезд со скидкой в 50%. Инвалиды I и II групп, люди с ограниченными возможностями до 18 лет, ветераны ВОВ, приравненные к ветеранам ВОВ, люди старше 75 лет, как и раньше, будут ездить бесплатно. Наличная оплата не предусматривает льготного тарифа.
Введут ли наличную оплату в метро?
На данный момент акимат решил не вводить в метро дифференцируемый тариф. Но это отложенное решение, как пояснил Vласти руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Максут Исахов. «В метро пока все остается по-прежнему, но это отложенное решение. Скорее всего, мы придем к тому, что там (в метро – V) также введем наличный проезд, который будет стоить дороже, чем безналичный», - сказал он. Конкретные сроки он не назвал, пояснив, что сейчас рассматриваются разные варианты введения дифференцируемого тарифа в метро. О них сообщат позже, по мере готовности.
Если терминал не работает, а у пассажира есть карта «Онай», будет ли он платить 150 тенге?
Проезд будет бесплатным. Водитель не имеет права требовать оплаты в такой ситуации, пояснили Vласти в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы.
Была информация, что при пересадках оплата проезда будет бесплатной. Так ли это?
Как пояснил Vласти Исахов, в акимате думают над таким нововведением, но пока конкретной информации, как это будет работать, нет. Однако, скорее всего, бесплатные пересадки разрешат при таких обстоятельствах: человек садится в транспорт, пересаживается, совершает вторую транзакцию, в результате которой деньги с карты не снимаются – если первая была совершена не позже, чем 60 минут назад.
Будут ли какие-либо дополнительные возможности для обладателей карты «Онай»?
Власти города продумывают дополнительные акции: первые 10 поездок, например, будут стоить 80 тенге, вторые 10 поездок – 75 тенге, третьи 10 поездок – 70 тенге. Но пока – это только планы, хотя обещают «комплекс предложений».
«Когда у нас был единый тариф, мы как раз таки не могли предоставить весь комплекс услуг. Сейчас система дорабатывается, и мы будем внедрять постепенно, по мере ее готовности», - пояснил Исахов.
Останутся ли контролеры и кондукторы?
Контролеры – да. Кондукторы – по усмотрению перевозчиков. Оплата кондукторам не осуществляется за счет средств, получаемых путем оплаты картой «Онай», поэтому – перевозчикам самим предстоит решать, хотят ли они платить кондукторам или нет, сказал Исахов.