«Фаворитка», история, биография, трагикомедия, 120 минут
Создатели: режиссер Йоргос Лантимос («Лобстер», «Убийство священного оленя»); актеры Эмма Стоун («Ла-Ла-Ленд», «Отличница легкого поведения»), Оливия Колман («Убийство в «Восточном экспрессе», «Железная леди»), Рэйчел Вайс («Мумия», «Фонтан», «Преданный садовник»)
О чем: начало XVIII столетия, Великобритания напрягает последние силы в войне с Францией, и в Лондоне правит последняя из династии Стюартов, королева Анна (Колман), - немолодая, некрасивая и неуверенная в себе женщина. «Правит» - сильно сказано. Анна «царствует», а политику вершит ее подруга, красивая и надменная герцогиня Мальборо (Вайс). Министры могут сколько угодно бесноваться от бессилия – Сара Дженнингс крепко прибрала к рукам вечно больную королеву. Ситуация изменится только когда ко двору прибудет полунищая кузина герцогини из провинции, нескладная инженю с наивно распахнутыми огромными глазами (Стоун в роли Эбигейл Хилл). Девицу отправят на дворцовую кухню, к прислуге, - но уже очень скоро станет ясно, что простушка из деревни неспроста приходится родней подлинной госпоже Англии: воли, ума и амбиций ей не занимать.
Почему не смотреть: грек Лантимос снял всего несколько картин, но сразу зарекомендовал себя как режиссера с уникальным почерком, который умудряется снимать сильные и необычные картины, смотреть которые – настоящая пытка. Его фильмы создают подспудное ощущение глубокого душевного дискомфорта, он достигает этого эффекта сразу всеми имеющимися в распоряжении инструментами: построением кадра, освещением (в «Фаворитке», например, используется только натуральный свет, отчего картина часто утопает в готическом мраке; плюс много сцен снято широкоугольником, что дает ощущение присутствия в кадре, - вместо четкого понимания, что ты в кинозале и смотришь фильм), тревожной музыкой и нарастающим чувством того, что на экране что-то постоянно «слегка не так». Постепенно это ощущение перерастает в натуральный абсурд, а, учитывая, что абсурд этот очень умно сконструирован и довольно злобен по глубинной сути, просмотр превращается в натуральное испытание.
Почему смотреть: однако именно в силу вышеуказанных резонов от картин Йоргоса Лантимоса оторваться невозможно совершенно. Надо сказать, что «Фаворитка» является более массовым кино, чем ее предшественники, так что здесь фантасмагоричность происходящего не зашкаливает, а вполне умеренна. Плюс, в фильме очень много юмора – специфического, безусловно, но очевидного. Другим достоинством картины являются актерские работы – от подобного ансамбля ожидать ничего другого не приходится (ничуть немудрено, что весь триумвират главных актрис получил на прошлой неделе номинации на «Оскар»), но даже мужчины, играющие здесь явно подчиненную роль, выкладываются на все сто: что у голливудских красавцев новой волны, Николаса Холта и Джо Алвина, что у британского ветерана Гатисса – небольшие, но запоминающиеся выходы.
Собственно, это, пожалуй, самое главное в нашу эпоху победоносного неофеминизма – Лантимос не впал в сюсюканье на тему «сильные женщины в эру доминирующих мужчин», как было с «Двумя королевами» (все еще в прокате), а снял честное до предела кино. Честное для самого себя – «Фаворитка» несет на себе печать кино именно что авторского, не растленного конъюнктурой дня; но при этом честного и со зрителем. Здесь нет никаких поблажек «слабому полу» - а есть тут борьба за власть и выживание, и женщины в этих условиях ничуть не уступают мужчинам. И нож в спину всадить могут без лишних сантиментов, и в постель к королеве прыгнуть – c’est la vie, знаете ли.
«Тренинг личностного роста», драма, 85 минут
Создатели: режиссер Фархат Шарипов («Сказ о розовом зайце»), актеры Дулыга Акмолда («Оралманы»), Ержан Тусупов («Ойпырмай»), Гульжамал Казакбаева (сериалы «Братья», «Айналайын»)
О чем: в основу нового фильма Шарипова лег роман казахстанца Данияра Сугралинова «Кирпичи», но, кажется, от романа этого в финальном сценарии остались рожки да ножки. История, в любом случае, получилась универсальная: вот Алма-Ата наших дней, вот в ней живет в неуютной квартирке (с мамой живет!) сорокалетний банковский клерк Канат (Акмолда), уныло меряющий часы своей никчемной жизни. Сверстники – да и многая всякая молодежь, - поднялись по карьерной лестнице и ушли в сияющее будущее, а ему досталась впадающая в деменцию мать, бывшая жена, склонная к истерикам, дочь-подросток, которую не понять, да мечты о сексе с шефиней. В поисках ответов на свои незаданные вопросы Канат записывается на курсы личностного роста и слушает еженедельно бодрого лектора с его прописными истинами (очень уместный тут актер/активист Ануар Нурпеисов в правильной роли). Все изменится, впрочем, только с появлением бывшего однокурсника, преуспевающего что на менеджерской стезе, что на госслужбе Данияра (Тусупов).
Почему не смотреть: как показывает опыт последних лет, главная задача казахстанского кино – обеспечивать радужную картинку мира, давать комическую разрядку зрителю, уводить его в мир приближенной к реальности фантазии. На этом реалистичном эскапизме базируется популярность всех самых кассовых картин последней декады – все эти свадьбы, сваты, кумовья и агайындар. Вроде и про нас – но смотреть не больно, и даже весело. Что уж может быть веселее поверхностного разбора семейных динамик?! «Тренинг…» принадлежит к тому исчезающе малому числу картин, которые берутся за реальность, не облекая ее в комедийные формы. Это не значит, что фильм слишком тяжелый – здесь временами смешно, а временами даже скучно, - но он слишком правдивый и неглупый. И это не отвечает запросу широких зрительских масс, - опять же, судя по данным кассовых сборов.
Почему смотреть: ну, собственно, именно в силу вышеуказанных причин. Шарипов стартовал с зубастой, но в целом жизнерадостной притчи «Сказ о розовом зайце», потом снял проходной совершенно фэнтези «Инопланетяне ни при чем», и, наконец, вернулся в отличной форме с новым фильмом. «Тренинг…» не впадает в крайности – он равно далек от безжалостного препарирования реальности Жанной Исабаевой, от жутковато-холодной эстетики Эмира Байгазина или от разухабистой цыганщины Адильхана Ержанова, - но делает ровно ту же работу, что все эти кинематографисты: показывает казахстанскому зрителю их настоящее настоящее (тавтология намеренна). Здесь, опять же, мощнейшие актерские работы: Акмолда и Тусупов отыгрывают свои роли безупречно (автор специально следил за каждым, ища подвоха или фальшивой ноты, - но нет, все чисто), плюс Казакбаева в небольшой роли просто блистает.
Плюс это просто хорошее кино: «Тренинг…» начинается унылым бытописанием, трансформируется в социальную драму, выруливает в триллер, а завершается притчей про величайшее предательство. Ведь напрасно полагать, что все сделки с дьяволом заключаются при вагнеровских фанфарах, в сиянии адских огней и с кровавым багрянцем чернил – весь ужас в том, что бессмертные души продаются довольно обыденно и изрядно дешево.
Поддержите журналистику, которой доверяют.