25140
2 марта 2020
Ратмир Назиров

«Дау. Наташа» Ильи Хоржановского

Самая громкая и неоднозначная премьера Берлинале

«Дау. Наташа» Ильи Хоржановского

На прошлой неделе прошла премьера двухчасового отрывка тоталитарного реалити-шоу Ильи Хржановского «Дау. Наташа». Безумный, масштабный, провокационный, и еще со множеством эпитетов, культурный проект вызвал очередной скандал в международной прессе. DW, The Guardian, Variety, Screen – все в один голос обвинили режиссера в бесчеловечности.

Проект «Дау» — это художественный многосерийный фильм о непростой жизни советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау. Сначала этот проект задумывался как классический фильм, но затем это превратилось в нечто большее. На протяжении 10 лет подготовки и 3 лет съемок, в построенном для фильма городе в стиле советского конструктивизма, снималось более 400 актеров и 1000 статистов, которые жили в настоящем тоталитарном реалити-шоу советской эпохи. Проект был профинансирован украинским миллионером Сергеем Адоньевым. Бюджет проекта составил более $700 млн.

Участниками проекта были обычные люди, не имеющие актерского опыта и они могли участвовать в проекте только добровольно. Принимая на себя роли уборщиц, кгбшников, ученых, буфетчиц, школьников, и других работников института, они всецело воссоздали советскую действительность в лабораторных условиях. Для проекта был очень важен бэкграунд участников проекта для воссоздания полноценной реальности, и например, офицера КГБ играл настоящий бывший сотрудник советских спецслужб, а ученых играли настоящие сотрудники российских и украинских институтов.

В декорациях института была создана полноценная жизнь, учителя по-настоящему проводили занятия, а школьники были обязаны их посещать. Кгбшники занимались доносами и пытками, а физики и другие ученые ставили настоящие эксперименты. Множество знаменитых ученых, актеров, музыкантов, философов, и просто неординарных людей прошло через этот проект. От знаменитого композитора Владимира Мартынова и художницы Марины Абрамович до порноактрис и неонацистов в лице Максима «Тесак» Марцинкевича. Последний в свою очередь, в фильме «Дегенерация», водил по институту живую свинью с нарисованной звездой Давида, а потом отрезал ей голову на глазах у сотрудников.

Всего за этот период было снято более 13 фильмов, одним из которых является «Дау. Наташа». Остальные фильмы режиссер планирует показывать в течение нескольких следующих лет на различных фестивалях и в прокате.

Это история о Наталье (Наталья Бережная), буфетчице научно-исследовательского института, которая вместе со своей напарницей Олей (Ольга Шкабарня, обе — непрофессиональные артистки и дебютантки в кино), обслуживают приходящих в столовую ученых и сотрудников госбезопасности. Мы наблюдаем историю советского быта, психологического распада и повсеместной безысходности несчастья Натальи и можем предположить, что на этом вся история и закончится. Однако, все только начинается, и нас переносят в кабинет кгбшника, где допрашивают Наталью. Она на одной вечеринке переспала с иностранным ученым и ей за это грозит тюремный срок или расстрел.

Офицер сначала ведет с обвиняемой обычный допрос, но затем начинает ее избивать, психологически унижать, а потом и вовсе насиловать с помощью стеклянной бутылки в наказание за секс с иностранцем. Сцена не постановочна, и актриса наяву переживает это насилие, за исключением изнасилования бутылкой. В связи с разрастающимся скандалом из-за этой сцены, режиссер сделал опровержение. После произошедшего в камере, они снова сидят в кабинете, спокойно общаются и мы наблюдаем как Наталья меняется и в ней проявляется «стокгольмский синдром» (симпатия к похитителю). Она с ним флиртует, целуется и на следующий день возвращается к себе на работу, но теперь уже с дополнительный заданием - писать доносы на «неугодных» ученых.

Илья Хржановский

Картина невероятно талантливая, но противоречивая. Режиссер работает с запрещенной материей и разрушает ту самую стену зрительского восприятия кино, когда мы знаем, что все, что происходит на экране - это ложь и постановка.

В интервью российскому телеканалу «Кино тв», режиссер объясняет этот конфликт между моралью и искусством следующим образом: «Понимаете, здесь все зависит от взгляда наблюдателя, как в физике существует квантовая суперпозиция, так и здесь, вы видите в проекте лишь то, что именно сами хотите в нем видеть. Понимаете, мы мучаем других людей в жизни намного больше и чаще, всегда, так устроен человек. За этим случаем тяжело следить или рефлексировать, но очень легко рефлексировать за жизнью чужой, особенно за жизнью в художественном продукте. Здесь важно разделять жизнь и искусство, и не забывать, что это проект все-таки культуры. Является фактом этого мира, а не другого. Что это значит? Это значит, что законы по которому создается проект – другие. Ну например, сколько раз упоминаем ту самую сцену с бутылкой, но если мы посмотрим внимательнее, то там нет факта проникновения. Но эмоционально все то, что происходит в проекте – это правда. Всегда».

И вот тут главное культурное противоречие, которое, наверное, определить для себя должен каждый сам: что является искусством?

Является ли такой реализм допустимым в искусстве? И где та грань между кино и реальностью?

Ведь все актеры шли на это добровольно, мир выстроен в проекте искусственно, но эмоции и действия, которые рождаются в этой лаборатории – реальные.

Для меня опыт просмотра данной картины был увлекательным, однако крайне тяжелым. Режиссер, разрушая эту стену восприятия, заходит на территорию личного, и я не смог отказаться от своего «человеческого» и продолжить смотреть картину, притворяясь, что я могу спокойно наблюдать за происходящим на экране настоящим насилием.

Тем не менее проект Хржановского заслуживает стать частью не только сиюминутного обсуждения в прессе, но и более глубокого культурного исследования. Такого масштабного проекта, который бы заходил на те неизведанные территории нашей новой морали, еще в мире не было. В каждом есть порицаемое желание быть богом, но только Илья Хржановский смог по-настоящему им стать, руководя огромным количеством людей в рамках данной лаборатории и их судьбами. Он смог переступить границу восприятия искусства, и показать нам то, к чему мы еще не готовы.

Фильм «Дау. Наташа» и другие картины проекта вряд ли будут показаны в Казахстане, однако режиссер пообещал в будущем создать сайт, посвященный проекту «Дау». На этом сайте можно будет посмотреть более 500 000 фотографий проекта, 700 часов снятого материала и все 13 фильмов. А также более подробно познакомиться с проектом и его героями.