19123
6 марта 2020
Ратмир Назиров

«Берлин. Александрплац» Бурхана Курбани

Рефлексия над современной европейской либеральной идеей

«Берлин. Александрплац» Бурхана Курбани

10-минутные овации на премьере, но низкие рейтинги у критиков, очередная экранизация культового немецкого романа, но и современная драма о жизни мигранта – картина «противоречий» стала самой яркой, но и самой ругаемой лентой на кинофестивале.

Фильм повествует о бежавшем из Западной Африки мужчине по имени Францис. Крепкий, вспыльчивый, харизматичный парень, который старается жить по правилам «новой честной жизни» в Германии. Однажды, после очередной тяжелой смены на работе в метро, он возвращается в лагерь и видит в окружении соседей-мигрантов героя по имени Рейнхольд. Наркодилер с комплексом Джокера обещает воплощение настоящей «немецкой мечты» о хорошем доме, немецкой машине и женщине в обмен за работу дилером на улицах Берлина. Главный герой сначала отказывается от предложения, но затем после череды увольнений и накопившихся проблем, отдается самостоятельно в рабство Рейнхольду, в надежде получить заветную лучшую жизнь и каплю уважения. Францис отказывается от своей идентичности и выбирает себе новое немецкое имя - «Франц».

После череды событий, в которые попадает Франц, мы видим перед собой нового человека, уничтоженного андеграундным миром европейской столицы, который декларирует главную дискуссионную мысль картины: «Я есть Германия».

Лента строится на классическом сюжете, понятных героях и на простом языке, за что и получила свою долю критики в прессе. Однако для заданной режиссером истории, где можно было бы спуститься на уровень шаблонной гуманистической драмы о трудностях жизни мигрантов в Европе, режиссер старается выйти за рамки существующего нарратива и рассказать свою неповторимую историю. Да, попсово, да брутально, но вот что не учитывают критики в погоне за новой формой, киноязыком и сюжетами, так это то, что картина не ищет современность, она говорит с ней.

Фильм рефлексирует над современной европейской либеральной идеей, ищет новые визуальные миры, не боится говорить о кризисе идентичности и новой морали, а самое главное, показывает зрителю такую Германию, в которой есть дух современности, жизни. Драматическая картина с доступным языком и с историей о современных преступных группировках обречена быть на фестивале тем самым человеком в смокинге, который приходит на премьеру, когда вокруг все в рубашках, джинсах и с пивом в кармане. Нонконформист со старомодным подходом к кино, но со свежей историей в европейском прокате обречен на успех.

В Казахстане этот фильм пока, к сожалению, не удастся увидеть, но я буду надеяться, что его привезут в рамках фестиваля или специального показа, и казахстанский зритель сможет познакомиться с крутым, современным, немецким кинематографом.