6844
4 сентября 2024
Мади Мамбетов, специально для Власти

«Стоп, ночь!»

Два фильма в одном флаконе

«Стоп, ночь!»

Производство: Казахстан

Год выпуска: 2024

Длительность: 97 минут

Режиссер: Фархат Шарипов

В ролях: Кеменгер Орал, Карлыгаш Ермекова, Жасмина Нурахмет

Бейбут – симпатичный малый, высокий, стройный, с длинными волосами – и вид, и повадки рок-звезды. У него приятные родители, он счастливо женат, и его милая жена Алма родила ему первенца. А еще он фронтмен набирающей популярность группы, поэт и композитор, и все как-то благополучно у него складывается. Вот только парню всего двадцать с небольшим, за первыми успехами подкрадываются серьезные испытания славой и деньгами, а молодое родительство только на первый взгляд состоит из умилительных прогулок вместе с женой и младенцем по терренкуру, когда весь летний город, казалось бы, поет вокруг тебя и вместе с тобой. Куда чаще это беспросветная тоска быта, когда все разговоры с женой, некогда окрылявшей и романтичной, теперь сводятся к возне в песочнице – буквально. И Бейбут летит в ночь, в променады по освещенной фонарями Алматы, в клубы, к друзьям, музыке и прекрасной как видение бывшей однокласснице…

«Стоп, ночь!» является если не первой, то наиболее серьезной попыткой современного казахстанского кино поиграть в мюзикл как киножанр. Фильм поставлен в формате jukebox-musical, когда музыкальные номера пишутся специально под историю, рассказываемую на экране/сцене, а сама история создается вокруг уже существующих песен. Яркими примерами жанра являются «Мамма мия!» и «Рок на века», а также все мюзиклы, поставленные по хитам из репертуара того или иного исполнителя или коллектива, - своих шоу удостоились The Queen, Тина Тернер, Майкл Джексон, Spice Girls и так далее. «Стоп, ночь!» поставлена по каталогу A-Studio – едва ли не единственного казахстанского коллектива, обладающего достаточно долгой и насыщенной биографией и репертуаром, чтобы снабдить материалом целый фильм.

Мюзикл в честь себя музыканты уже сделали – «Джулия» идет с переменным успехом на площадках столиц уже не один год. Теперь пришел черед больших экранов, и здесь создатели пошли нетривиальным путем. Вместо того, чтобы адаптировать под киноформат свой сценический мюзикл, они решили создать отдельное произведение. Оно появится в широком прокате 5 сентября.

С этим фильмом происходит странная история сейчас, вроде как существуют две версии фильма – одна продюсерская, Байгали Серкебаева (фронтмена и худрука A-Studio), ее автор этого отзыва и посмотрел. Вторая – режиссерская, Фархата Шарипова, которую тоже обещают показать на днях. «Стоп, ночь!», надо полагать, будет страдать синдромом Джекилла и Хайда в любом случае, вне зависимости, какую версию смотрит зритель. Невозможно так перемонтировать фильм, чтобы он перестал быть тем, чем является.

А является он двумя хорошими фильмами. Первый – собственно, мюзикл. Отлично снятый, хорошо поставленный, великолепно хореографированный. В картину попал далеко не весь массив песен A-Studio, известных и любимых аудиторией, - в конце концов, на пике своей карьеры в начале 90-х, группе довелось выпустить пару альбомов, каждая песня с которых «ушла в народ».

Но те песни, которые все-таки попали в фильм, радуют сердце и слух аудитории – это все те же бессмертные хиты, толково и умело аранжированные, уместно включенные в сюжет, приятно спетые. Отдельной похвалы заслуживают постановщики танцев – несколько номеров не уступят лучшим образцам жанра, очень впечатляют сцены в аэропорту и ночном клубе.

Второй фильм представляет собой мощную современную драму про мальчишку, который сдуру женился и родил ребенка, но ни черта к семейной жизни не готов, и потому мучается сам, и мучает всех вокруг. В первую очередь, свою жену. Снят этот фильм убедительно, как, пожалуй, только Шарипов и может – в «Схеме» и «Тренинге личностного роста» режиссер доказывает, что стал чуть ли не самым метким наблюдателем и рассказчиком казахстанских реалий современности. Сцены между исполнителями ролей Алмы (Ермекова) и Бейбута (Орал) в иные моменты просто пугают – семейный разлад между молодоженами, не скатываясь в откровенное насилие, показан со всей жуткой жизненной правдой. Наполнены ею и разборки с бывшими друзьями, и разговор между протагонистом и его отцом.

Итак, два фильма в одном флаконе, и оба хорошие, - что может пойти не так?

Не так, к сожалению, идет все. Получившийся монстр Франкенштейна оказывается между двух миров и не вписывается ни в один. Как социальная драма, он не имеет ни времени, ни намерения раскрыться, провести своего героя через необходимые трансформации и добраться до финала хоть с каким-то драматургическим результатом. Ну, право дело, - в конце Бейбута ждет почти хэппи-энд, но почему и за что он получил этот финал, непонятно от слова «совсем»: все, что он сделал, это чуток повзрослел и стал чуть менее мудацки себя вести. Плюс тут жизненная «жесть» все время прерывается внезапными хореографическими и вокальными экзерсисами героев, - только что чуть не в рукопашную друг на друга шли, и вдруг пляшут. И поют.

Как мюзикл этот фильм не работает вообще.

Напрасно полагать, что мюзикл – это легкомысленный жанр, в котором можно все, и легковерный зритель во все поверит и все простит. Автор этих строк – давний поклонник мюзикла как жанра, что в кино, что на сцене, что на ТВ. Многое посмотрено и любимо, в том числе на площадках лондонского Уэст-Энда и нью-йоркского Бродвея. Главный вывод из всего впитанного за тридцать лет – это то, что мюзикл может быть абсолютно разным. В этом жанре можно идеально делать все, от религиозного откровения, как «Иисус Христос – Суперзвезда», до хоррора типа «Суини Тодд».

Здесь работают комедия, мелодрама, фэнтези и научная фантастика, драма и социальная сатира, гротеск и абсурд, лирика и эротика. Главное не забывать про то, что мюзикл должен уводить зрителя в царство эскапизма – увести его от реальности в прошлое или выдуманное (потому то жанр любит исторические сюжеты, помещенные в прошлое, как Le Misérables, или фэнтези, как скоро ожидаемая на экранах Wicked), чтобы там поднести к его лицу зеркало реальности, задать вопросы, предложить если не ответы, то способы задуматься о них. А еще жанру присущ юмор. И ему свойственно давать своим протагонистам такие сюжетные арки, чтобы при всех перипетиях они не вызывали омерзение. Чтобы им хотелось сочувствовать.

Именно здесь «Стоп, ночь!» не справляется, несмотря на все приложенные усилия. Получается химера, собранная из двух разных фильмов, которая оставляет после просмотра сложное, но мутное, ощущение. Настоящий мюзикл должен давать катарсис и очищение души сочувствием. Тут же остается только посетовать о том, что мир несовершенен, как и некоторые мюзиклы в нем. И порадоваться, что, на худой конец, постановщику хватило вкуса и такта хотя бы на то, чтобы не заставлять Алму возвращаться к Бейбуту. В конце концов, та сцена, где она в окружении сестринства своих соседок, изгоняет его из своей жизни – она наиболее сильная в обоих фильмах. Что в мюзикле, что в драме.