Другой город. Реконструкция улицы Байсеитовой

Мы продолжаем совместный проект AB Restaurants и Vласти, при поддержке Urban Forum Almaty. Мы выбираем город, в котором приятно жить, и предлагаем молодым архитектурным фирмам улучшить пространство вокруг.

  • Просмотров: 14085
  • Опубликовано:

Сегодня мы представляем проект реконструкции пешеходной зоны на отрезке ул. Байсеитовой, между ул. Карасай батыра и Кабанбай батыра, сделанный архитекторами D.Studio.

Асель Есжанова, Urban Forum Almaty:

— Джейн Джекобс, американский урбанист прошлого века, чье влияние беспорно и сегодня, сравнивала жизнь улицы с танцем, непредсказуемым состоянием бесконечных изменений. Она верила, что уличный пейзаж, сложный и многообразный, является самым важным составляющим того, что представляет собой город.

Архитекторы D.Studio специально для проекта «Другой город» внимательно наблюдали за жизнью на отрезке улицы Байсеитовой в старом центре Алматы. Недавно здесь открылся беспрепятственный путь между ул. Карасай батыра и Кабанбай батыра. Пешеходную дорогу покрыли брусчаткой, установили лавочки и фонари. Пришли молодые мамы с колясками, веселые студенты с гитарами и тихие бомжи. Иные улицы Алматы не видели и такого обхождения.

Но приглашенные нами архитекторы обратили внимание на очевидные решения, которые пока еще не были применены на отрезке улицы, носящей столь знаковую фамилию. 

Чингиз Батырбеков, D.Studio:

— Очень часто пешеходные зоны являются сердцем города, по их путям проходят тысячи судеб, на их скамейках рождаются истории, там проживаются события, которые остаются в памяти. Такие места имеют свою особенную атмосферу, ее ощущает каждый, осознанно или нет. Эта атмосфера манит людей, те в свою очередь привлекают других и все вместе они начинают быть частью происходящего.

Улица Байсеитовой между улицами Кабанбай батыра и Богенбай батыра, не смотря на исходный потенциал, все еще не стала активной зоной. Недавно отреставрированная аллея не решает всех задач, которые могла бы. Увеличилась площадь пешеходного пространства, но главные вопросы остались. Почему цветочные магазины до сих пор перекрывают пешеходную магистраль? Почему академия им. Жургенова и Консерватория им. Курмангазы отвернулись от улицы? Почему эта зона остается всего лишь транзитным участком между станцией метро и ул. Аблай хана?

Сейчас отрезок ул. Байсеитовой является лишь хорошей прогулочной зоной. Именно в раскрытии возможностей этого места и в привнесении новых активностей в данное общественное пространство и заключается суть нашего проекта.

Социализация (интересы—экономика недвижимости— типологии заполнения кварталов—заборы, преграды)

На рубеже веков наш город раздробился по принципу частной собственности. Данный отрезок улицы — не исключение. Он разделен и изолирован, не имеет целостности. Политика закрытых учреждений, отсутствие взаимосвязи с окружением, ограниченная форма управления, устаревшие принципы владения участниками квартала — все это создает физические и ментальные барьеры между общественным местом и его потребителями. Самые успешные и эффективные примеры современной организации публичных зон давно демoнстрируют фокус на социальную направленность, где в приоритете стоит человек и его комфорт. Эти идеи нормативного гуманизма несложно реализовать в архитектуре. Открытые двери, свободные маршруты, визуальные контакты, отсутствие преград и темных мест, соразмерные формы, понятная навигация — такие приемы усиливают чувство принадлежности к месту, создавая комфортную среду. Необходимо только желание всех сторон и открытость к диалогу.

Ситуация (качество среды—пространство—безопасность—маршруты)

Участок характеризуется подчеркнутой пешеходной магистралью, окруженной по обеим сторонам газонами и рядом высоких деревьев. Вдоль магистрали расположены здания. Главных подходы к аллее перекрыты визуальными и физическими барьерами. Цветочная галерея, расположенная на юге, полностью нивелирует связь между улицами и изолирует пешеходную часть от ул. Кабанбай батыра. На северной стороне приоритет отдан направлению вдоль ул. Богенбай батыра и аллею сложно заметить. С восточной стороны парк хорошо дополняет пешеходную ось, но проход со стороны ул. Панфилова невозможен из-за ограждений и шлагбаумов. Отрезок ул. Карасай батыра с восточной стороны темный, безликий и неприветливый.

Влияет на качество аллеи и использование разных материалов и стилей оформления, наличие заборов, отсутствие ухода за газонами. Тем не менее, обилие зелени создает сценографичную атмосферу с комфортным микроклиматом. Архитектура имеет приятные человеку пропорции. А присутствие двух учебных заведений подразумевает студентов, которые могли бы активно использовать это пространство.

Отвернувшиеся от пешеходной магистрали учебные учреждения словно игнорируют ее. Как ни странно, ни одно здание не имеет открытого выхода на улицу Байсеитовой, лишая тем самым возможности появления активностей на площадке. Здания повернуты к проезжим частям, так как в первую очередь они ориентированы на транспортные потоки. Студенты приезжают в эту зону лишь для того, чтобы учиться в стенах своих вузов, в то время, когда вся зона могла бы служить центральным местом обсуждений и импровизаций, где генерируются творческие идеи и тут же совместно воплощаются. Это сделало бы процесс обучения еще более увлекательным, положительно влияя на имидж вузов. 

Гинзбург (история—памятник—общественная направленность)

Одной из жемчужин квартала является памятник советской архитектуры, проект Моисея Гинзбурга. Построенный в 1931 г. Дом Правительства КазССР позднее стал зданием КазГУ, а сегодня в нем располагается Академия искусств им. Жургенова. Здание воплощает собой принципы конструктивизма, авангардного архитектурного стиля начала прошлого века. В оригинальном проекте были учтены климатические особенности нашего региона — предусмотрены эксплуатируемые кровли и остекленные фасады первого этажа, открытые летом и закрытые зимой.

Но самое интересное, что уже тогда, проектируя сооружение, Гинзбург хотел добавить административному зданию и общественную функцию. Таким образом, над главным входом появился кинозал, а внутренний двор должен был быть открытым для горожан.

К сожалению, сейчас здание находится в удручающем состоянии. За годы эксплуатации было внесено огромное количество изменений, как стилистических, так и конструктивных, которые полностью исказили концепцию автора. Например, окна и проемы заложили, вместо плоской кровли появилась скатная с выпирающими водостоками, а во внутреннем дворе устроили склад. Фасад здания несколько раз менял свой цвет, несмотря на то, что Гинзбург видел свой проект в светлых тонах.

Все эти изменения показательны и раскрывают небрежное отношение нашего общества к архитектурному наследию города. Сегодня у нас еще есть шанс восстановить прежний облик здания, тем более, что идеи, заложенные проектировщиками прошлого, как никогда, актуальны.

Потенциал (адаптация к месту—проект)

В первую очередь мы изучили потенциал этого места, его уникальные характеристики. Большая доля успеха проекта заложена в первоначальном раскрытии естественных возможностей городской среды, адаптация к существующим условиям. Проектируя данное общественное пространство, мы следовали следующим принципам:

— гуманистический подход, где в центре внимания — человек и его комфортное состояние

— адаптация к существующей среде: физической и ментальной

— уважение к архитектурному наследию

— готовность вносить изменения, вместо полного уничтожения

— комплексный подход проектирования, даже при наличии нескольких владельцев.

В итоге эти принципы сформировали следующую стратегию:

— Систематизация функций и типологии, распределение их вдоль всей аллеи

— Просматриваемые первые этажи с общественными функциями для усиления социальных связей

— Реставрация здания академии с учетом изначальных идей автора

— Использование многофункциональной уличной мебели, единство в стилистике и отделочных материалах

— Работа над подходами к участку для лучшего визуального восприятия и связи с контекстом

— Максимальная ясность маршрутов на данном отрезке.

Еще одна особенность места заключается в музыке. Здесь часто звучат стройные и звонкие голоса занимающихся в консерватории. А если добавить музыкальное сопровождение к прогулкам горожан? Создать условия для того, чтобы люди здесь захотели задержаться, послушать музыку? Так мы придумали идею с неформальной сценой, предусмотренной внутри существующего здания консерватории. Снаружи, вдоль его фасада, мы предлагаем установить подиум, на котором можно было бы уютно расположиться под кронами деревьев у арыков с журчащей водой. Мы назвали этот элемент «Извлечение», не потому что мы внедряемся в здание, а из-за предоставления условий для извлечения музыки из стен консерватории в общее пространство. Студенты практиковались бы в выступлениях на публике, устраивали бы конкурсы, объединялись бы в ансамбли. Такая площадка может стать уникальной для всего города, привлекая гостей, популяризируя как саму школу, так и классическую музыку в целом. 

Другой потенциал — здание академии искусств им. Жургенова. Западный фасад монотонен, первые этажи используются для складирования. В этом же крыле находится столовая и кухня — готовая инфраструктура для городского кафе. Такое кафе может стать еще одним аттрактором улицы и генерировать поток людей. Автором проекта, архитектором Гинзбургом, было предусмотрено панорамное остекление. Его можно демонтировать летом для связи кафе с площадью, и снова устанавливать в зимнее время.

Освободив от мусора и склада, закрытый внутренний двор академии можно использовать для открытого лектория с возможностью проведения театральных постановок и видеопоказов. Это пространство будет просматриваемо со стороны улицы. Прямая связь с рекреационными местами, универсальность и гибкость в использовании даст возможность студентам для осуществления творческих замыслов. 

На перекрестке улиц Байсеитовой и Карасай батыра академия искусств может получить выставочный зал для того, чтобы открывать городской публике работы своих лучших студентов. Данный архитектурный объем, выполненный из стекла, станет одним из ключевых элементов всего пространства. Мы дали выставочному залу название «Фос», что означает «Свет».

Рядом со зданием Главпочтамта сформируется площадь, в центре которой мы предлагаем установить киоск с продажей еды «3600».

Густой парк перед академией им. Жургенова служит акустической изоляцией от проезжей части. На одном из его «зеленых островов» нами предусматривается библиотека и книжный магазин. Студенты могут приобрести учебную литературу, продолжить чтение книг в парке или на террасах здания. Эту зону мы назвали «Адаптация».

На пересечении улиц Байсеитовой и Кабанбай батыра сейчас находится цветочная галерея. Она перекрывает пешеходную магистраль. Изменив конфигурацию галереи, можно легко добиться ее положительного влияния на аллею. Располагаясь вдоль главного направления, цветочный ряд указывает на приоритетное направление для пешеходов, побуждая углубиться внутрь квартала. Поэтому данный элемент называется «Сопутствие».

В целом, проект направлен на то, чтобы преобразовать местность, наполнить ее жизнью, поддержать пешеходную ось города, создав вдоль улицы Байсеитовой цепочку ивентов, как для дневного, так и для вечернего времени суток. При таком решении появятся успешные коммерческие объекты и рекреационная зона. Благодаря предлагаемому принципу расположения элементов, ось будет просматриваться издалека, визуально и физически интегрируясь в городскую сеть.

15 ноября во второй раз состоится конференция «Urban Forum Almaty 2016».

Главной ее темой станет концепция «Resilience» — способности города, как устойчивой системы, конструктивно развиваться, противостоять негативным факторам и справляться с дефицитом внешних и внутренних ресурсов, не теряя своей идентичности. 

Проект «Другой город»: реконструкция ул. Шевченко-Фурманова-Тулебаева

Проект «Другой город»: реконструкция гостиницы «Жетысу»

Проект «Другой город»: реконструкция проспекта аль-Фараби