Vласть узнала мнение ритейлеров Казахстана о том, что ждет рынок в ближайшее время, и о том, как они работают в условиях «новой реальности». Примечательно, что после девальвации наблюдались очереди в бутиках люксовых брендов, при этом штаты ритейл-компаний сократились в разы.
По мнению президента ассоциации ритейлеров Казахстана и финансового директора группы компаний ALMEO Group Василия Горевого, последствия девальвационного шока в первую очередь коснулись потребителя, далее идут звенья одной цепи.
«Физически денежной массы у населения меньше не осталось, понятно, что цены с каждым месяцем становятся выше и этому есть объяснения. Это связано с тем, что товар поступает в Казахстан по системе предоплаты, либо по отсроченным платежам, - рассказывает Василий Горевой. – Рассчитываться нужно в валюте, а курс новый. Сейчас ситуация выровнялась с точки зрения ценообразования и меньше цены уже не станут, потому что товар заходит по новому курсу».
По мнению спикера, в Казахстане произошло переформирование спроса, дифференциация в другие сегменты рынка. Люди продолжают ходить в торгово-развлекательные центры, однако трафик упал «качественно». Люди продолжают тратить на кинотеатры, развлечения, чуть меньше на еду и гораздо меньше на предметы не первой необходимости – одежду, обувь и электронику. Поэтому компаниям пришлось снизить поставки новых коллекций.
«Скачок спроса ударил в первую очередь на стрит-ритейл, — отмечает президент ассоциации. – Там сложнее сохранить входящий поток покупателей. Им нужно продавать уникальный товар, либо иметь абсолютно лояльную аудиторию, а если товар был ориентирован на импульсные покупки проходящего мимо трафика…»
Удар по стрит-ритейлу можно заметить на улицах крупных городов, где на витринах уже закрытых магазинов висят объявления об аренде. Ограниченность в выборе, пространстве и парковочных местах сказываются на спросе. «В регионах ситуация близка к катастрофе, там при отсутствии большой насыщенности торговыми площадями и не смотря на отсутствие больших концептуальных торговых центров, случаи сжатия стрит-ритейла очень жесткие. Я сейчас очень много езжу по регионам, за месяц весь Казахстан почти объехал и там своими глазами увидел, как все тяжело. Понятно, что это и потеря рабочих мест, и удар по владельцам бизнеса, который, так или иначе, кормил не только одну семью. Что ждет? Надеемся, что в лучшем случае на стабилизацию, дальше падать уже критично», — объясняет Горевой.
Однако ситуация в ТРЦ на данный момент достаточно стабильная. Это отмечает глава основатель и глава Astana Group Нурлан Смагулов.
«Мы видим, что население отходит от девальвационного шока. Мы видим укрепление тенге, мы видим поток посетителей, потому что у нас везде стоят счетчики во всех переходах у всех магазинов. И мы видим покупательскую способность населения. Поэтому мы ведем переговоры по снижению скидок (за арендную плату -V). Часть арендаторов соглашаются с нами и переходят, часть проявляет упрямство, и мы с ними работаем. Но случаев, чтобы мы не договорились – нет. Что касается процентов с оборота, да, на самом деле с крупными международными сетями мы работаем по проценту с оборота, но при этом все равно есть минимум. Этот минимум меньше, чем процент с оборота. Почему мы не можем перейти на процент с оборота со всеми арендаторами Меги? Нет прозрачной системы контроля. Мы устанавливаем систему, которую подключим ко всем кассовым аппаратам. Тогда мы будем видеть истинные обороты наших арендаторов».
Вопрос аренды в ТРЦ стоял остро осенью прошлого года. Тогда ритейлеры, арендующие площади у сети Mega провели акцию протеста, закрыв магазины, они требовали отменить привязку стоимости аренды к доллару. После этого ритейлеры начали взаимодействовать с владельцами центров.
Василий Горевой считает, что «обострение взаимоотношений, связанных с отсутствием нормальных коммуникаций, послужило катализатором к нормальному эволюционному процессу, который сейчас хорошими темпами идет по стране. Рынок сдвинулся, не так быстро как хотелось бы нам, потому что мы работаем каждый и день и понимаем, что каждый день несем уровень ответственности с точки зрения продаж. Мы свои бизнес модели оптимизировали итак. Условно говоря, расходы, не связанные напрямую с продажами основные игроки сократили в 3 раза. Раньше мы содержали серьезные штаты, которые нам обеспечивали коммерческие мероприятия, связанные со скидками или маркетингом, сейчас они сокращены под ноль. Офисы компаний сокращены до 2-3 раз. Даже у нас в компании оптимизация прошла настолько, что из 100 человек мы вынуждены в офисе оставлять 37, условно говоря. Это не только мы, весь рынок был вынужден. Сейчас непозволительно даже какую-то часть расходов перекладывать на потребителей».
По словам Горевого, если в текущем году ритейлеры продолжат совместную работу с владельцами ТРЦ в тандеме, это послужит катализатором для выхода новых брендов. Однако в текущем году появление значимых игроков он не ожидает.
Сегмент люксового ритейла является более устойчивым в отношении влияния негативных экономических тенденций в связи с большей стабильностью его основных потребителей, считает Агнешка Новак, управляющий директор Esentai Mall.
«Безусловно, падение продаж на рынке в настоящее время зафиксировано всеми сегментами ритейл-рынка в той или иной степени. Несмотря на тенденцию спада уровня продаж в текущем году, мы все еще наблюдаем интерес со стороны новых ритейл-операторов. Люксовые бренды находятся в постоянном поиске новых рынков для возможности роста, и Казахстан является одной из многообещающих стран, несмотря на сложную экономическую ситуацию, которую, однако, инвесторы воспринимают как возможность для развития. Об интересе крупных международных игроков свидетельствуют и недавние открытия в молле магазинов известных мировых брендов, таких как Baldinini, Elisabetta Franchi, Fabi, Hugo Boss, Jimmy Choo и других. А совсем скоро здесь можно будет познакомиться с коллекциями знаменитого дома De Beers», - рассказывает Новак.
Неожиданностью для люкс ритейлеров стали длинные очереди в первые дни после обеих девальваций, что было связано с относительно низкими ценами из-за изменений в курсе валют по сравнению с ценами в Европе и США. «Позже, конечно же, экономическая ситуация подкорректировалась, что сказалось на поведении потребителей, - отмечает управляющий директор Esentai Mall. — Тем не менее, люксовый сегмент в сравнении с другими наименее подвержен экономическим колебаниям. После завершения процесса трансформации молла мы наблюдаем постепенный рост и положительную динамику посещаемости».
После девальвации продажи также выросли в онлайне. Сания Кудайберген, генеральный директор интернет-магазина Lamoda.kz отмечает, что сначала продажи выросли в связи с выходом новых коллекций, а затем немного просели в декабре и январе.
«Однако мы видим причину не только в девальвации, но и в теплой зиме и в сезонности. С февраля объем продаж снова растет, что связано с поступлением весенней коллекции и новыми выгодными акциями на нашем сайте. На потребительский спрос и соответственно на ритейл, безусловно, влияют новые экономические реалии. Чтобы сэкономить, люди тратят меньше денег на предметы роскоши, и покупают более дешевые товары, бренды. Мы также наблюдаем переход потребителей в онлайн. Это связано со многими факторами. В первую очередь, увеличилось проникновение интернета. Во-вторых, электронная коммерция в Казахстане не стоит на месте. На рынке уже существуют сильные игроки, благодаря которым растет доверие к онлайн-покупкам и онлайн-сервисам. В-третьих, желание экономить также обратило внимание населения на интернет. Казахстанцы стали искать более выгодное предложение, сравнивать офлайн с онлайн, и только после этого выбирать наиболее удобное и выгодное предложение», - поясняет Сания Кудайберген.
Наиболее популярными на сайте Lamoda являются бренды категории масс-маркет. На сегодняшний день брендом №1 стал LOST INK. Это английский бренд, основанный при поддержке Lamoda Group. Также популярны такие спортивные бренды как Nike и Аdidas.
Кроме того наблюдается экспансия среди турецких брендов, как DeFacto и Waikiki. Также по словам президента ассоциации ритейлеров Казахстана, сильнее потеряли в спросе бренды со средним чеком от 20 тысяч и выше.
«Представители тех сегментов, которых не очень много в Казахстане чувствуют себя лучше в любой кризис, например, белье, как один из наших брендов Etam - рассказывает Василий Горевой. – Чуть меньше пострадал сегмент детской одежды и товаров. На этот продукт спрос всегда достаточно стабильный. Чуть меньше на фоне остальных, помимо масс маркета, детского и белья, наверное, пострадали товары для покупателей от 30 и старше. Это достаточно стабильная аудитория. А вот товары для молодежи страдают больше всего, потому что спрос итак был достаточно нестабильным. А сейчас студент, когда-то покупавший футболку за 10 тысяч, сейчас не может себе позволить купит ее за 18, поэтому он уходит в нижний сегмент. Кроме того, брендозависимость Казахстана позволяет поддерживать на достаточно не критичном для закрытия бизнеса сильных игроков. Это поддерживающий фактор».
Насколько же рентабельно открывать и строить новые ТРЦ в условиях «новой реальности»? По мнению Алибека Калиева, исполнительного директора Nai Aristan, развитие торговых объектов всегда должно сопровождаться детальным изучением рынка и покупательской способности.
«На данный момент рынки торговой недвижимости Алматы и Астаны находятся на этапе зрелости. В этой связи появляются новые форматы и на рынок «заходят» новые сильные ритейлеры. Мы знаем, что на рынки заходят крупные сети Leroy Merlin, OBI, Carrefour и так далее, которые будут развивать концепцию ритейл парков. Плюс можем сказать, что строительство ТРЦ в некоторых регионах все еще может быть рентабельным и привлекательным», — считает Калиев.
«Ожидается запуск ряда значимых для Казахстана объектов в Шымкенте и в Астане ЭКСПО открывается один из самых мощных и правильных, на мой взгляд, с точки зрения архитектуры и возможного наполнения ТРЦ. В 2016 году думаю, значительных изменений на рынке не произойдет, не смотря на то, что будут вынуждены закрываться ряд депрессивных ТРЦ, которые не стали в хорошие времена заниматься переделкой концепции. Сейчас они себя плохо чувствуют и это видно. В центре в любом случае площадки будут востребованы, потому что основной поток трафика тут, на эти площадки даже при отсутствии концепции все равно периодически есть спрос. Есть и в центре такие тяжелые случаи, но они имеют больше шансов быстрее сменить концепцию и жить дальше, — рассказывает Василий Горевой. — Есть мнение девелоперов, что насыщенность торговыми площадями в Казахстане ниже среднестатистической по миру. С одной стороны — да, с другой — сейчас, учитывая объем нецивилизованной торговли и жесткое снижение потребительского спроса, больше и не надо. Конкуренция лишней не будет, но с другой стороны мы начинаем ощущать в Астане элемент каннибализма, когда собственные магазины, открытые в радиусе трех километров, начинают себя съедать. Объем спроса не увеличивается. А конкуренция интересна при растущем или значительно превышающем объеме спроса. У нас достаточно площадей, чтобы обеспечивать спрос, который есть. Это касается Алматы и Астаны, в регионах бывает тяжелее».
По прогнозам Алибека Калиева рынок ритейла в ближайшее время может ожидать серьезное замедление розничной торговли: «Учитывая снижение доходов населения, а также такие факторы как падение стоимости нефти, вопросы по валютным рискам и вопросы по финансированию, можно ожидать серьезное замедление розничной торговли. Более сильные операторы начнут завоевывать место под «ярким солнцем». Фэшн операторы со слабыми концепциями и неупрощенными бизнес-процессами должны будут закрыться или продаться более сильным игрокам ритейла».
Сейчас наиболее приятная ситуация сложилась для потребителей, считает Василий Горевой: «Денег вроде бы больше не стало, но сейчас столько фишек и интересных совместных перекрестных маркетинговых акций. Условно говоря, покупаешь косметику, получаешь скидку на белье. В этом плане кризис заставляет креативить. Для нас в рамках ассоциации очень большой объем работы мы делаем для того, чтобы вывести на рынок новый продукт – систему лояльности, которая будет объединять 80 % всего рынка. Будете с одной карточки получать свои преференции».