Иван Зайцев восстановил «Синефон», на который сняли падение Третьего Рейха
Хранитель кинокамер
ФОТО Данияра Мусирова

На киностудии «Казахфильм» открыли выставку «Из истории кинематографа Казахстана». На мероприятии гостям показали архивные документы, фотографии, экспонаты, рассказывающие об истории возникновения, становления и достижений киностудии. Специальный корреспондент Vласти Данияр Молдабеков посетил выставку и, помимо документов и нескольких старых исторических костюмов, нашел человека, который работал киномехаником «Казахфильма» с 1959 года; среди работ Ивана Зайцева – так зовут героя – восстановление камеры «Синефон», на которую военный оператор Яков Смирнов снял акт о капитуляции нацистской Германии.

За дверью, ведущей в административный корпус киностудии «Казахфильм», сейчас стоят стенды с бумагами – архивными документами, которые, среди прочего, включают в себя стенограммы различных заседаний и докладные записки. В них говорится, например, что постановка кинокартины «Райхан» стала «значительным событием для трудящихся Казахстана».

«Октябрьская революция освободила казахский народ от гнета феодалов. Но в глухих горах еще держится байская власть. В районе Бала-Шакпак хозяйничает бай Жаксен. В счет погашения долга он решает взять в жены дочь бедной вдовы, Райхан. В первую же брачную дочь девушка бежит от ненавистного ей бая. С помощью русского коммуниста Андрея она уезжает в город учиться», - гласит аннотация «Райхан».

Бахытхан Шайлазымов, начальник управления архивных технологий архива президента, в отличие от авторов докладных записок и аннотаций советских фильмов, куда менее красноречив. Он не хочет давать комментарий, ссылаясь на то, что в пресс-релизе «все есть». Он вежлив и корректен, тщательно причесан и в костюме, но, видимо, не хочет начинать экскурсию раньше запланированного срока.

Изучать экспонаты – около 50-ти штук – приходится самостоятельно. Докладные записки, стенограммы, казахская одежда, зеленая форма русского офицера XIX века, кинокамеры. В одной из докладных – просьба привлечь к работе над рядом исторических кинолент «писателя тов. Ауэзова»… Приходится заглянуть в пресс-релиз.

«Историю, как известно, создают личности. Выдающиеся личности. В казахстанском кинематографе их было не мало. Киностудия вырастила несколько поколений талантливых актеров, режиссеров, операторов, художников. Имена таких мастеров, как Шакен Айманов, Махит Бегалин, Султан-Ахмет Ходжиков, Абдулла Карсакбаев золотыми буквами вписаны в историю киностудии», - цитируют в пресс-релизе вице-президента студии Серика Жубандыкова, чья речь по форме – с сутью не поспоришь – сильно напоминает те же докладные записки.

Седой мужчина, которому не дашь больше 65 лет, напоминает, в свою очередь, адмирала Нельсона, смотрящего в зрительную трубу. Только, в отличие от Нельсона, он не окружен мужчинами в париках, почтительно склонившими голову. И вместо трубы у него – старая-старая кинокамера. Он восстановил большинство камер, выставленных в «Казахфильме», часть из которых списали еще в советское время. Некоторые из них, по словам старожилов, чуть ли не выбрасывали на помойку.

«На студию я пришел в 1959 году. Мне тогда было 30 лет. Сейчас мне всего 89. Тогда киностудия как раз была в расцвете. Снималось очень много художественных, хроникальных фильмов. Я начал работу сразу с кинокамер. Это называлось механик по ремонту съемочной техники», - вспоминает Зайцев.

До прихода на студию, он работал токарем, слесарем и фрезеровщиком. Предыдущим местом его работы было другое крупное и значимое – причем для всего Союза – предприятие, завод им. Кирова, на котором, как известно, производили торпеды для советских подлодок. Но, наслушавшись историй, Зайцев решает попробовать себя в кино.

«На студию я пришел романтиком. У меня был сосед, он там уже работал. Ну и рассказы о съемках, о кино меня увлекли, и я пришел на студию. Меня засосало», - говорит киномеханик.

Зайцева так «засосало», что он, преданный своему делу, помнит скорее не фильмы, над которыми работал, а камеры, на которые снималась будущая классика отечественного кино. Будь то «Конец Атамана» или «Транссибирский экспресс». Кроме того, он прекрасно осведомлен о тенденциях в области кинопроизводства. Например, он довольно уверенно рассуждает о конфликте между пленкой и «цифрой». По словам Зайцева, принципиальной разницы нет, а «все зависит от оптики».

«Если оптика сделана хорошо, - говорит Зайцев, - то разрешающая способность, как на электронном носителе, так и на пленке будет хорошей. Но, конечно, пиксели и сама пленка влияют [на качество съемки]».

Более того, кинопленка, оказывается, бывает очень разного качества – не обязательно лучшего или худшего, но разного. Поэтому кинокамеры, которые спас Зайцев, хоть и до сих пор годятся для съемок, все же не всегда могут использоваться: советской пленки, кажется, больше не найти. «Камеры сохранились. Но сейчас [с ними] толком не поработаешь. Понимаете, эти камеры были подстроены под советскую пленку. Они другие. Некоторые, впрочем, переделывали под зарубежную пленку. А так – они рабочие!», - кивает Иван Зайцев.

Все это он рассказывает в небольшом зале, отведенном под пресс-конференцию, которая вот-вот начнется: Шайлазымов заканчивает экскурсию по докладным запискам, – «которые рассказывают о распределении паев акционеров общества “Восток-кино”» – и зал заполняется людьми. Иван Зайцев готовится слушать. За стол для спикеров садятся мэтры и бонзы – режиссер Сатыбалды Нарымбетов, директор архива первого президента Борис Джапаров, вице-президент «Казахфильма» Серик Жубандыков. Вскоре к Зайцеву подходят со словами: «Идемте, вы наш почетный гость». Почетному гостю указывают на диван, стоящий в левом краю комнаты, сильно в стороне от стола для режиссера, главы фонда и вице-президента киностудии.

- Признали. И ста лет не прошло, - говорит молодой человек с фотоаппаратом в руке.

- А вы знаете Зайцева, да?

- Это мой дедушка.

Начинается пресс-конференция. Ее повестка – другая: на «Казахфильме» рады, что вскоре в Москве оцифруют казахстанскую киноклассику. «Уже очень большое количество [фильмов] оцифровали. То есть, буквально до нового года мы получим все фильмы, созданные в прошлом на «Казахфильме». Даже «Иван Грозный» есть в этом списке», - говорит Жубандыков.

В этот момент вспоминается список кинокамер, которые восстанавливал Зайцев – нагромождение цифр, сокращений и аббревиатур… Но одно название помнится ясно и четко. «Синефон».

«Оператор Яков Смирнов, - вспоминает Зайцев, - снимал пакт о капитуляции Германии на камеру «Синефон». Она стоит здесь [на базе студии]. Когда война окончилась, Смирнов демобилизовался, а камера эта считалась трофеем. Им частное лицо не могло владеть, и он ее сдал».

А Зайцев ее восстановил.

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики