Карим Кадырбаев продолжает рассказывать про картины, которые алматинцы могут увидеть на втором кинофестивале Clique, который проходит в эти дни в кинотеатре "Арман".
Середина 80-х годов. На улицах калифорнийского Комптона зарождается группа N.W.A., навсегда изменившая мир хип-хопа, благодаря агрессивным текстам, открытой конфронтацией с властями и мощному музыкальному ряду. Картина «Голос улиц» расскажет о короткой, но яркой истории группы, чья история началась с продажи наркотиков, а закончилась многомиллионными продажами и скандальным распадом.
Выбивающаяся из общего настроя авторского кино, биографическая драма Ф. Гэри Грея, в программе кинофестиваля Clique на первый взгляд кажется инородным телом. История о зарождении жанра гэнгста-рэпа, становлении культовых персонажей современного хип-хопа Доктора Дре и Айса Кьюба и в конце концов настоящий блокбастер, собравший только в прокате США свыше 160 миллионов явно не сочетаются с сокуровской «Франкофонией» и победителем Венецианского кинофестиваля.
Однако, картина «Голос улиц» далеко не так проста, как в содержании, так и в исполнении, и зрители, увидевшие картину в рамках фестиваля, это очень быстро поймут. Ф. Гэри Грей, используя формулу стандартного голливудского биопика о музыкальных группах, создал одновременно историческое и культурологическое исследование о целом пласте культуры, которая до сих пор оказывает влияние на весь музыкальный бизнес в мире и политическое высказывание, которое вновь стало актуальным в связи с последними столкновениями афроамериканцев с полицией.
Режиссер, чьей дебютной картиной (по иронии судьбы) стала комедия «Пятница» с Айсом Кьюбом в главной роли, решил прыгнуть выше головы и рассказать максимально достоверную и скрупулезно выверенную историю не столько о музыке, сколько о протесте относительной небольшой субкультуры с миром и надо признать, ему это удалось.
С первых же кадров, режиссер погружает зрителя в мрачную атмосферу калифорнийского гетто, где торговля наркотиками является вполне себе обычной профессией, где в школьный автобус могут спокойно войти гангстеры и тыкать стволом в лицо перепуганным школьникам, а вступить в стычку с полицией можно просто выйдя из дома. Именно здесь появляются главные герои – бывший наркодилер Eazy-E, поэт-старшеклассник Айс Кьюб и молодой музыкант Доктор Дре, который вынужден жить вместе с женой и ребенком на диване в доме тети. Именно они составят костяк лейбла Ruthless и группы N.W.A., к которому позднее присоединятся менее известные DJ Yella и МС-Ren.
Ф.Гэри Грей очень бережно относится к биографии каждого из участников группы, и поэтому картина получилась довольно длинной (почти 2,5 часа). Однако, благодаря хорошей динамике и музыкальному сопровождению, фильм не кажется затянутым.
Кроме того, нельзя не отметить отличный актерский состав, в котором ведущие скрипками стали молодые актеры О`Ши Джексон-мл. (как две капли воды похожего на своего отца Айса Кьюба), Кори Хоукинс и Джейсон Митчелл. Портретное сходство с участниками N.W.A. и достаточно профессиональная игра делают картину еще более реалистичной.
Безусловно, фильм «Голос улиц» в первую очередь будет интересен зрителям, неравнодушных к миру хип-хопа и жанру гангста-рэп. Однако и любителям крепкой академической драмы картина может быть небезынтересна, ведь Ф. Гэри Грей создал удивительно атмосферное кино, которое очень ярко отобразило музыку не как искусство, а как жестокий бизнес, в котором не бывает хэппи-эндов.