Киногод завершается релизом фильма года.
Первый фильм новой трилогии, в котором большой кинематограф вновь обращается к
главной космической опере в истории, рассказывает о событиях, происходящих
спустя десятилетия после крушения второй «Звезды Смерти», и кропотливо
перебирает элементы старых фильмов, чтобы построить новый миф.
Оригинальное название: Star Wars: The Force Awakens
Выход в прокат: 17 декабря 2015
Режиссер: Джей Джей Абрамс
Создано: Walt Disney Pictures, Lucasfilm
Стоимость билетов: 600–4000 тг
Просмотрено: за 136 минут
Актеры: Дэйзи Ридли, Адам Драйвер, Оскар Айзек, Джон Бойега, Харрисон Форд, Керри Фишер
С момента битвы при Эндоре, когда Дарт Вейдер вернулся на светлую сторону Силы, сокрушил Императора, а повстанцы взорвали гигантскую военную станцию, прошло тридцать лет. И с первых кадров понятно, что тот давнишний хэппи-энд отнюдь не стал финальной победой. Противники остались на своих местах – разве что имена сменили: на развалинах Империи восстал Первый Орден, милитаристическая организация, сплотившая имперских военных, Альянс повстанцев сменило Сопротивление, и где-то за кадром существует еще и Новая Республика. Галактическая война продолжается, но уже без героя предыдущих сражений – последний мастер-джедай Скайуокер удалился в добровольное изгнание, и где он сейчас обретается, никому неизвестно. А узнать хотят многие – и вот за похожим на колобка дроидом BB-8, хранящим информацию о местопребывании Люка, охотятся как участники Сопротивления, так и штурмовики Первого Ордена.
Новый эпизод «Звездных войн» является удивительным фильмом. Наверное, никогда еще в истории кино не существовало такого давления на создателей картины со стороны аудитории – поскольку франшиза, а особенно первая трилогия, выходившая с 1977 по 1983 года, является чуть ли не главным современным мифом, эпосом и масс-культовым феноменом. В этом смысле даже «Властелин колец», являясь в первую очередь литературным гигантом, уступает творению Джорджа Лукаса. Студия Disney, давно уже вышедшая за рамки рисованных мультиков и тематических парков, и ставшая чуть ли не монополистом на поле блокбастеров-миллиардников, выложила три года назад астрономическую сумму за права на франшизу и теперь твердо намерена заставить работать каждый потраченный цент. Поэтому самым надежным решением было пригласить в режиссерское кресло Джеффри Джейкоба Абрамса, который 11 лет назад произвел революцию на ТВ своим сериалом «Остаться в живых», а потом доказал, что способен перезапускать слегка обветшавшие культовые махины ребутом «Стар Трека». Но главным аргументом в пользу этого назначения стал «Супер 8» - фильм 2011 года, которым Абрамс расписался в вечной любви к семейным сай-фаям 80-х, теплому ретро-изображению, которое дает восьмимиллиметровая пленка, и преклонении перед Спилбергом (давний друг и соавтор Лукаса).
И Абрамс расстарался. «Пробуждение Силы» не похоже на глянцево-компьютерные и кислотно-цветастые фильмы второй, приквельной, трилогии, снятые почти целиком на зеленом фоне. Обилие натурных съемок, стилизованно-винтажные инопланетяне и монстры, которых словно опять играют куклы, и какая-то особенная, свойственная первым эпизодам космической саги, наивность, - все это создает ощущение сказки. Седьмой эпизод возвращает зрителя в любимую и фанатами «Звездных войн» и самим режиссером атмосферу ранних 80-х, когда сага была в первую очередь историей одной неординарной семьи и набором головокружительных приключений, умело натасканных из легенд и мифов чуть ли не всех народов планеты.
Новый эпизод нельзя пока оценить полноценно, поскольку это лишь часть триптиха, который мы увидим во всей полноте только в 2019 году. Являясь первым фильмом новой трилогии, «Пробуждение Силы» является, по сути, «фильмом-дежавю» — здесь любой зритель, знакомый со старыми «Звездными войнами» увидит почти все элементы, составляющие «Новую надежду», плюс массу отсылок к «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Перечислять сходства и заимствования можно долго, но зачем? Зрителям как раз будет дико интересно самим вылавливать такие моменты – насколько, например, планета-свалка Джакку похожа на покрытый пустынями Татуин, кто и как в новой троице главных героев соответствует участникам классического трио протагонистов, и так далее. Пока все эти заигрывания с фанатами космической оперы выглядят невероятно мило и вызывают щемящую ностальгию, но хочется верить, что в последующих эпизодах сюжет начнет развиваться в менее вторичном направлении. «Пробуждение Силы» никак не поражает воображение, но и не обманывает ожиданий. Это чудесный, качественно сделанный новогодний блокбастер, который хочется пересматривать.