«Крёстная мать»

В Казахстане в прокат вышел фильм «Джой» Дэвила О. Рассела с Дженнифер Лоуренс в главной роли, за которую она номинирована на Оскар в этом году. Борис Байков написал, почему фильм об изобретательнице чудо-швабры заканчивается интонациями гангстерского кино, но вместо кровопролития идет снег.


Борис Байков, программный директор кинофестиваля Clique

Теплый, как кружка чая, голос бабушки знакомит нас с любимой внучкой в исполнении Дженнифер Лоуренс, ее проявляющийся с раннего детства талант изобретателя и ее бесконечно изобретательную в создании проблем семью. Сложно стать собой, когда бывший муж и отец делят узкое пространство подвала туалетной бумагой, мама не отрывает взгляд от мыльных опер, надо воспитывать двух детей и беречь их от сомнительного вляния тети, а на работе рассерженые клиенты каждый день швыряют в тебя свои жалобы.

Да, это не совсем та Дженнифер Лоуренс, к которой мы привыкли в фильмах Дэвида Рассела: на смену "Пикассо пассивно-агрессивного карате" из "Аферы по-американски" и вдовы-нимфоманки из "Мой парень - псих" пришла тихая, сдержанная, интровертная Джой. Сам Расселл вслед за музой тоже покинул зону комфорта и вместо войны полов отправляет свою героиню на эпическую схватку с детскими страхами, подростковой неуверенностью и усталостью от взрослой жизни.

"Джой" проще всего распять: актриса слишком молода для такой роли, режиссер-сексист, не имеет права снимать про победу матриархата, да и вообще, кому нужен двухчасовой фильм о швабре (с отжимом)?

Ни цинизма, ни мести, ни даже феминизма. Если Эрин Брокович оставляла шрамы в сознании своих пухленьких коллег сильного пола фразами вроде "Я получила 624 подписи, сделав 624 минета за 2 дня", то Джой никогда себе такого не позволит. Она не просто поддерживает и выслушивает старших, она будет заботиться о них даже после того, как они обворуют ее, и не один раз. Почему? Потому что бабушка убедила, что мечты сбываются, стоит лишь о них не забывать.

"Джой" - сказка об утраченной и вновь найденной детской мечте. Кому-то хочется в космос, кто-то рвется в Большой театр, а Джой мечтала делать красивые вещи своими руками. Ближе к финалу в интонации фильма начинают угрожающе звучать ноты гангстерского кино и кажется, будто мы видим становление очередного Карлеоне, только блондинки, но это обман, кровопролития не будет, будет снегопад.

Снег как материал, из которого руками можно слепить человека, снег как тогда, когда первая мысль была не о том, что надо почистить машину, а что можно пойти и упасть в сугроб. Снег - самое радостное событие детства. В конце концов, наличие собственных детей не отменяет твоего внутреннего ребенка.

Фото с сайта http://www.foxmovies.com/movies/joy

Программный директор кинофестиваля Clique

Свежее из этой рубрики