10 февраля в Лос-Анджелесе пройдет церемония награждения премии Оскар за самые выдающиеся фильмы минувшего года. Кинообозреватель «Vласти» Ратмир Назиров предлагает еще раз ознакомиться с фильмами, участвующими в оскаровской гонке, и высказывает свои соображения по поводу претендентов на одну из главных кинопремий мира.
«1917»
О чем: масштабная военная драма-триллер о двух британских солдатах первой мировой, которым нужно успеть доставить приказ, чтобы спасти полторы тысячи человек. Золотая команда во главе с режиссером Сэмом Мендесом, оператором Роджером Дикинсом и сценаристкой Кристи Уилсон-Кернс сняли по-настоящему необыкновенную историю для жанра военного блокбастера. Личная история дедушки режиссера, снятая в стилистике одного кадра, превосходно балансирует между фильмом-аттракционом и личным высказыванием на тему войны.
Почему выиграет: картина уже получила главные награды-предсказатели «Оскара» - это две премии «Золотого глобуса» и 10 статуэток британской киноакадемии (BAFTA). Бескомпромиссная драма о трагедии простого человека в аду первой мировой войны нашла ту самую золотую середину в индустрии, минуя типичный геройский боевик и чрезмерную психологичность авторских независимых картин. Такой удачный симбиоз авторского кино и блокбастера обязательно отметит киноакадемия, ведь именно такие фильмы и нужны заветной статуэтке, чтобы отличаться от «пальмовой ветви» и «венецианского льва». Плюс в этом фильме отсутствует претенциозность, пафос или морализаторство и режиссер просто рассказывает историю о войне, за что уже однозначно стоит отметить картину.
Почему проиграет: несмотря на то, что это отличный фильм о войне за последнее время, к сожалению, подобные истории уже встречались не раз в оскаровской гонке, это и «Дюнкерк» Нолана, участник 2018-го года, и «По соображениям совести» Гибсона, участник 2017-го. Поэтому при таком всестороннем пророчестве главной статуэтки этому фильму в СМИ, жюри может сделать ход конем и выбрать более неоднозначную картину победителем.
Вердикт: шансы на победу 8 на 2.
«Брачная история»
О чем: о кризисе супружеской пары, которая находится в процессе развода. Он - нью-йоркский театральный режиссер, она - актриса. Светлая, сентиментальная, местами манипулятивная история, с блестящей игрой Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон. История начинается с классического сюжета про поиск себя в процессе развода, но события разворачиваются таким образом, что перерастают в полноценное противостояние между супругами и их готовыми биться до последней крови адвокатами. В фильме не пропадает чуткость, субъективность и сострадание к героям и за счет этого он выходит на интересную территорию социального, о процессе развода и об отношениях в целом.
Почему выиграет: режиссер Ноа Баумбах прекрасно работает с темой семейных отношений, и академия старается поддерживать своего дебютанта, у которого была номинация за лучший оригинальный сценарий в фильме «Кальмар и кит» в 2005. «Брачная история» отлично продолжает эту традицию и сама картина наполнена романтизмом, трагедией, поиском и потрясающей актерской игрой каждого из героев. В дополнении нельзя не учитывать какой успех заработала картина на фестивалях и после выхода на Netflix, поэтому у ленты есть все шансы взять статуэтку если не за лучший фильм, то за актерскую игру первого или второго плана.
Почему проиграет: картина страдает очень сильной манипулятивностью режиссера и желанием выдавить из зрителя как можно больше слез, будь то не к месту драматичная музыка или неуместные попытки зайти на территорию ромкома. Фильм интересный, его приятно посмотреть субботним вечером, однако «фильмом-открытием 2019 года» его не назовешь, тем более в такой конкурентной борьбе этого года.
Вердикт: шансы на победу 4 на 6.
«Паразиты»
О чем: бедная корейская семья устраивается обманом на работу в дом к богатой семье и старается как можно больше на них заработать. Легкость, яркость, глубина, талантливая актерская игра и смысловая многоэтажность фильма сделали эту картину настоящим хитом мирового проката. С бюджетом в $11 миллионов фильм сумел заработать $165 миллионов.
Почему выиграет: картина является обладателем главного приза Каннского кинофестиваля, Гильдии киноактеров США, Британской киноакадемии (BAFTA), «Золотого Глобуса» и имеет 6 номинаций на премию «Оскар». Киноакадемия давно не выбирала иностранный фильм, не связанный с Голливудом, в номинации «Лучший фильм» и это подтверждает лишь то, с какой исключительностью жюри фестиваля подходят к данной картине. Сопоставимый с успехом «Олдбоя» Пак Чхан-ука, фильм «Паразиты» вновь заставил общественность обратить внимание на азиатский, корейский кинематограф и такой пример всестороннего успеха жюри не могут оставить без внимания.
Почему проиграет: «Паразиты» уже стали обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и других престижных наград в киноиндустрии, поэтому есть все шансы, что фестиваль захочет заявить новое имя на звание «Лучшего фильма», дабы не поддаваться всеобщему желанию отдать золотую статуэтку данной картине.
Вердикт: шансы на победу 9 на 1.
«Ирландец»
О чем: история жизни гангстера в 60-х. Становление, деньги, семья, власть и та цена, которую пришлось заплатить за авторитет мафии. Это атмосферная классическая история про американскую мафию в исполнении титанов эпохи «Нового Голливуда». Настоящее ностальгическое роуд-муви по эпохе и по актерам, которых мы уже, наверное, не увидим в таком составе, однако этим фильмом они уверенно доказали, что у «старой гвардии» еще есть порох в пороховнице.
Почему выиграет: данное решение академии было бы самым неожиданным для фестиваля и для индустрии в целом. Сама нота завершения мафиозной тематики в кино этим фильмом подводит к мысли, что такой выбор мог бы стать именно жестом, дань уважения перед живыми легендами кино. Плюс, невозможно скрыть ту любовь фестиваля к такому составу, где у каждого по «Оскару», а у Де Ниро их целых два.
Почему проиграет: фильм архаичен и пропитан с ног до головы ностальгией, кроме компьютерной графики ничего нового данная картина не представляет зрителю. Всех актеров мы уже знаем, а сама история уже переходит из разряда «классическая» в «архитипичную».
Вердикт: шансы на победу 2 на 8.
«Однажды в Голливуде»
О чем: фильм повествует о череде событий, произошедших в Голливуде в 1969 году, на закате его «золотого века». Роман Полански и его жена Шерон Тейт, Чарльз Мэнсон и его «семья», Брюс Ли и Рик Далтон со своим дублером Клиффом Бутом в исполнении Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта. Самый необычный и самый синефильский фильм Квентина Тарантино. В нем нет постоянного сверх эстетичного ультранасилия или «торентиновского» безумия, но зато в нем есть неприкрытая любовь режиссера к кино и к эпохе. Атмосферная, динамичная, с головокружительными саундтреками и с классной собакой Клиффа в конце данная история стала по настоящему яркой картиной в фильмографии режиссера.
Почему выиграет: Квентин Тарантино является уже культовым режиссером, однако он повторяет историю одного из своих актеров Леонардо Ди Каприо тем, что у него до сих пор нет «Оскара» за лучший фильм или за лучшую режиссуру. Все его награды только за лучшие сценарии. Поэтому как мировая общественность боролась за «Оскар» Ди Каприо, так и Квентину пора уже получить заветную награду от американской киноакадемии.
Почему проиграет: фильм получился отличным, но, к сожалению, не выдающимся. Это прекрасно сделанная картина, с отличным актерским составом и великолепной режиссурой, но Тарантино остается все также предан себе и своему стилю, не отходя от него ни на шаг. В свою очередь необходимо отметить, что работы режиссера стали уже классикой мирового кино и каждая его картина собирает огромные деньги в прокате, поэтому будь у него статуэтка или нет, на карьеру режиссера это никак не повлияет, в отличие от других претендентов на награду.
Вердикт: шансы на победу 3 на 7
«Маленькие женщины»
О чем: Это история о взрослении четырех непохожих друг на друга сестер в период Гражданской войны в США. Феминистическая, светлая, страстная мелодрама о первой любви, разлуке, творчестве и о проблеме женщины в патриархальном обществе.
Почему выиграет: Начинающий, амбициозный режиссер Грета Гервиг после успеха «Леди Берд» получила кредит доверия от американского киносообщества в лице жюри «Золотого Глобуса», которое наградило её ленту двумя статуэтками за лучший фильм (комедия или мюзикл) и за лучшую женскую роль. С этой поддержкой от голливудской ассоциации иностранной прессы она снимает свой следующий фильм и вновь о сильных женщинах. Воспринятая киноакадемией как «прорывная», «прогрессивная» мелодрама с социальным подтекстом и феминистическим высказыванием, фильм «Маленькие женщины» для «Оскара» может стать тем случаем, когда молодому режиссеру с отличным актерским составом в лице Эммы Уотсон, Тимоти Шаламе, Сирши Ронан и Мэрил Стрип могут вручить награду как аванс, для дальнейшего развития ее творчества.
Почему проиграет: История получилась пустоватой, клишированной, плоской, наивной и об истории женской угнетенности в патриархальном обществе было уже сказано не раз, и гораздо талантливее. Пересказ классической истории с современными актерами на фоне актуальности тематики не делают этот фильм «прорывным» или «прогрессивным».
Вердикт: шанс на победу 1 к 9.
«Кролик Джоджо»
О чем: о маленьком мальчике-нацисте с воображаемым другом Гитлером, который вдруг обнаруживает у себя за стеной спрятанную еврейку. Тайки Вайтити снял солнечную, добрую, полной сатиры и любви комедию, которая взяла главный приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто. Фильм впечатляет своей талантливой режиссурой и тем как выстроена в нем условность, при которой даже самые жесткие шутки, политические лозунги или идеи нацизма выглядят так мило, нелепо и по-доброму смешно.
Почему победит: этот фильм самый камерный в оскаровской гонке и представляет собой тот пласт талантливых комедий, которые обычно фестивали не берут в программу основного конкурса, дабы не потерять серьезное, высокопарное лицо. Однако американская киноакадемия решает иначе в этом году. Фильм заслуженно участвует в «Оскаре» и имеет шанс стать самым неожиданным обладателем золотой статуэтки.
Почему проиграет: практически детская комедия с политической сатирой на нацизм выглядит в современных реалиях весьма беззубо, даже несмотря на страх и ужас министерства культуры Российской Федерации и запрет на прокат. Да, талантливых комедий на данную тематику немного, однако сегодня существуют более актуальные, животрепещущие темы для сатирического разбора, чем очередной антинацистский манифест.
Вердикт: шанс на победу 4 на 6.
«Ford против Ferrari»
О чем: История успеха американского автопрома, когда первые спортивные машины компании «Форд» участвуют в ожесточенной схватке с итальянскими чемпионами компании «Феррари», на знаменитой гонке в Ле-Мане. Классическая голливудская история успеха с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном.
Почему выиграет: фильм больше не о противостоянии между героем и антагонистом, а о борьбе человека с корпорацией. Эта история о том, как лучший гонщик Америки Кен Майлз идет против правил корпорации ради победы и сражается с ее бюрократической машиной. Излюбленный сюжет для самого что ни на есть голливудского стандарта, фильм полностью следует канону и является собой отличным примером современного блокбастера. Его не нужно рассматривать с точки драматургии, однако монтаж в данной картине может составить хорошую конкуренцию в своей категории, особенно если взять во внимание, какие огромные деньги были задействованы для пиар компании фильма. Как мы знаем, для «Оскара» это важно.
Почему проиграет: лента представляет собой лишь хорошо смонтированный аттракцион, с плоскими персонажами и понятным сюжетом.
«Джокер»
О чем: это фильм о том, как клоун по имени Артур Флек становится Джокером. Яркий, брутальный, дерзкий, взрывной и с изумительной игрой Хоакина Феникса. Режиссер Тодд Филлипс мастерски подошел к созданию психологического портрета главного героя и пространства, в котором он обитает. Фильм выходит за рамки оммажа «Таксисту» Скорсезе и трансформируется в самостоятельное, сильное произведение, за что и был награжден «Венецианским львом» и любовью зрителей всего мира.
Почему выиграет: драматический фильм о популярном персонаже из комикса, сделанный в революционном духе, стал настоящим хитом мирового проката и тем ярким примером симбиоза блокбастера и авторского кино. Любая картина, которая попадает в эту золотую середину, обязательно попадет на Оскар. Однако фильм не был бы состоятелен без его главного форварда - Хоакина Феникса. Его актерский талант давно нуждается не только в зрительском признании, но и в профессиональном, поэтому фильм может и не получить главную награду киноакадемии, однако актер определенно имеет все шансы на победу вкатегории «Лучшая мужская роль».
Почему проиграет: это отличный психологический аттракцион с великолепной актерской игрой, но картина остается на территории развлекательного контента, что в свою очередь обязательно остановит жюри перед выбором в пользу данного фильма.
Вердикт: шанс на победу 5 на 5.
Поддержите журналистику, которой доверяют.