9038
18 августа 2024
​Александр Медведев, специально для Власти

Свой среди «Чужих»

Рецензия на картину «Чужой: Ромул»

Свой среди «Чужих»

В этом году франшиза «Чужой» отметила свое сорокапятилетие и для Disney (которым теперь принадлежат права на весь каталог 20 Century Fox) было бы огромным упущением не отпраздновать знаменательную дату каким-нибудь громким релизом на эту тему. После неудачной попытки Ридли Скотта расширить вселенную «Чужого», оставившей поклонников в недоумении, было важно не только вернуть серию на прежние рельсы, но и обеспечить ей определенные перспективы. Судя по всему, у постановщика Феде Альвареса, однажды уже вернувшего на большие экраны франшизу «Зловещие мертвецы», это получилось: «Чужой: Ромул» на старте обзавелся достойной критикой и собирает хорошую кассу.

«Ромул» – новая глава истории, названная в честь одного из модулей заброшенной космической станции, где разворачивается финальная битва с ксеноморфами. В центре сюжета в этот раз дети шахтеров с планеты-колонии Джексон, находящейся под контролем мегакорпорации Weyland-Yutani. Колонисты готовы на все, чтобы выбраться из рабства, и однажды такая возможность у них появляется. Сирота Рэйн, мечтающая собственными глазами увидеть закат, и андроид Энди, запрограммированный на ее защиту, получают от друзей предложение отправиться на пустующую исследовательскую станцию «Ренессанс» с целью завладеть бесхозными криогенными камерами, необходимыми для длительного путешествия в поисках лучшей жизни. Оказавшись на борту, команда взломщиков оказывается в заложниках у целой армии враждебно настроенных ксеноморфов и верного идеям корпорации андроида по имени Рук. Хронологически картина расположена между первой и второй частями «Чужого» и представляет собой своеобразный микс из двух этих шедевров: здесь есть место как давящей атмосфере темных коридоров космического судна, так и впечатляющим масштабным баталиям с монстрами. Уровня своих легендарных соседей Альварес, конечно, не достиг, но благодаря смелым творческим решениям и изящным (а главное уместным) поклонам остальным фильмам серии его история имеет все шансы потеснить в рейтингах лучших все остальные картины.

Для киносериалов в последние годы стремление передать сюжетную эстафету первой (как правило, наиболее успешной) части или перехватить ее оборачивается большими прокатными успехами. Так, прошлогодний хит «Пила 10», действие которого тоже развивается между первым и вторым фильмами подуставшей франшизы, неожиданно покорил критиков и зрителей свежим подходом к работе с хронологией и возвращением к своим корням. Спин-офф «Звездных войн» под названием «Изгой-один», сюжетно предшествующий «Новой надежде», в свою очередь, имеет наивысшую зрительскую оценку среди всех фильмов «диснеевской» эры – фанаты поставили этот шпионский боевик даже выше номерных фильмов.

В случае с «Чужим» подобный ход тоже не удивляет – стараниями одного из своих «отцов» серия явно зашла в тупик. Попытки ответить на волновавшие сэра Ридли Скотта вопросы, лишь добавили новых, а причины произошедших на планетоиде LV-426 событий так и остались загадкой для поклонников знаменитого космического хоррора. Скотт планировал снять и заключительный фильм своей приквел-трилогии о происхождении самого смертоносного существа во вселенной, но его планам не суждено было сбыться. Судя по тому, как далеко от основной линии маэстро увел свое повествование и насколько он не был заинтересован в привязке своих философских изысканий в «Прометее» и «Завете» к сюжету своей же картины 1979 года, мы могли и не получить долгожданных ответов. Так что смена приоритетов студии и привлечение во всех смыслах свежей крови, явно пошли франшизе на пользу.

Феде Альварес, очевидно, является давним поклонником «Чужого» и понимает его суть. Он сумел приготовить блюдо по уже знакомому рецепту, взяв лучшее из предыдущих фильмов и приправив все это щепоткой фансервиса. Временами кино действительно напоминает дорогой фанатский фильм со всеми вытекающими: здесь звучат легендарные реплики, то и дело бросаются в глаза аккуратно разложенные по сюжету пасхалки и даже появляется знакомый персонаж, воссозданный при помощи аниматроники и компьютерной графики. Последнее, кстати, разделило поклонников на два лагеря и вызвало массу споров на тему этичности таких действий. Но если в деле Disney, подобных ностальгических заигрываний на грани дозволенного избежать практически невозможно. Главное, что режиссер, набивший руку на малобюджетной дилогии «Не дыши», мастерски балансируя между кровавым хоррором и залихватским боевиком, не забыл о том, что ключевыми элементами серии всегда были напряжение, пронизывающее каждый кадр, и ощущение постоянной тревоги и клаустрофобии, которые сделали оригинальные фильмы такими запоминающимися. В этом, кстати, Альваресу помог в том числе и невероятный саундтрек Бенджамина Уоллфиша.

Будучи поклонником, Феде Альварес не только бережно обошелся с наследием серии, но и подарил зрителю целый ряд эпизодов, которые будут не раз процитированы в дальнейшем. Но, вероятно, главным достижением постановщика можно назвать смелый поклон каждому из шести фильмов основной серии. Среди фанатов не принято лестно отзываться о каких-либо картинах кроме первых двух, но режиссеру и сценаристу удалось вдохновиться и ими – да так, что в их интерпретации идеи, которые считались до этого, мягко говоря, спорными, вдруг заиграли новыми красками. Иронично, но нечто подобное умудрился проделать Дэн Трахтенберг в «Добыче», стриминговом хите, действие которого происходит во вселенной другого космического монстра – Хищника. Не зря в своих интервью, на вопрос о желании снова стравить двух охотников на экране, Феде Альварес ответил, что готов пойти на это только в дуэте с Трахтенбергом.

Немалый вклад в успех «Ромула» внес и актерский состав, возглавляемый восходящей звездой Кейли Спейни, которая за этот год успела уже дважды мелькнуть на наших экранах – сначала в байопике «Присцилла: Элвис и я» Софии Копполы, а после в нашумевшем «Падении империи» Алекса Гарленда. Удивительно, но при всех талантах молодой актрисы все внимание приковывает к себе исполнитель второстепенной роли Дэвид Джонссон, воплотивший на экране роль синтетика Энди, чья программа защиты героини Спейни вступает в конфликт с новыми директивами. Превосходная игра артиста насыщает историю интересной динамикой, добавляя новых граней в отношения между людьми и искусственным интеллектом.

Однако, как бы ни хвалила фильм зарубежная пресса, сильно завышать ожидания от «Ромула» все же не стоит. Да, визуально это все тот же «Чужой» Ридли Скотта – с его аниматронным ксеноморфом, которого так же невозможно разглядеть во всей красе, и безжизненными интерьерами, скрывающими опасность за каждым темным углом. Крепкая нарастающая динамика сюжета, в свою очередь, отсылает к шедевру Кэмерона. Но концептуально ничего нового в серию фильм не вносит. По ходу действия неоднократно возникает мысль, что все сценарные трюки, к которым прибегают авторы, уже были использованы где-то ранее, причем, неоднократно. От других сиквелов нового времени «Ромула» отличает лишь то, насколько талантливо эти трюки были применены. Поэтому при правильном настрое от картины можно получить удовольствие.

Но ждать ответов на вопросы, возникшие после дилогии Скотта, не имеет смысла. Подобно недавнему приквелу «Тихого места», «Чужой: Ромул» это самостоятельная история, которая никак не дополняет мифологию, но при этом позволяет вернуться в знакомый мир и сопереживать его героям. Хочется надеяться, что картина станет тем самым долгожданным шагом вперед для франшизы, которая почти сорок лет идет по наклонной, но удивительным образом до сих пор не утратила к себе доверие. Рано или поздно ожидания терпеливых фанатов будут вознаграждены и вклад в это «Ромула» нельзя недооценивать.