В конце 2018 года мы опубликовали статью «Полюбить советские остановки». Тогда группа энтузиастов пыталась спасти от разрушения уникальные малые архитектурные формы: составив реестр остановок, его передали в акимат Алматы. Спустя год оказалось, что часть сооружений разрушена. Архитектор и краевед Илья Малков рассказывает о важности «незначительной архитектуры», об утратах и о том, как еще можно что-то спасти.
Несколько лет назад я придумал для себя термин «незначительная архитектура». Мне нравилось фотографировать и изучать старые водонапорные башни, автобусные остановки, беседки, постройки промышленного и утилитарного назначения с интересным архитектурным решением или декоративным оформлением. Как бы они ни были прекрасны и интересны, они всегда в тени большой, настоящей, значительной архитектуры. Их судьба печальна – отслужив свой утилитарный век, они зачастую не могут рассчитывать на должную заботу, ремонт, признание и, в конечном счете, долговременное сохранение. Если они живут очень долго, то только потому, что не доходят руки демонтировать или переделать их.
Каким-то из них везет больше, и их сохраняют и берегут, а другим суждено остаться лишь в памяти. По факту они все являются достопримечательностями, предметами культуры, способными о чём-то рассказать, чему-то научить, вдохновить на творчество. К счастью, многие люди понимают значимость сохранения и малых архитектурных форм. Но, к сожалению, нет четкой логики и ясного законодательства, защищающего такие объекты от утраты, и их продолжают сносить, заменяя на что-то новое и современное чисто механически и спонтанно, не задумываясь о том, что и зачем нужно сохранить.
Есть города, где осознанно сохраняют что-то старое, и таким образом, делают эти исторические объекты модными и туристически привлекательными, а значит, и выгодными. Конечно, абсолютно всё сохранить не получится. Особенно в больших, быстро развивающихся городах. Но сберечь для потомков хоть какие-то пласты предметно-средовой культуры и прикладного искусства необходимо, как и совершенствовать нужное для этого законодательство. Иначе выражение «незначительная архитектура» дополнительно к значениям «малая архитектурная форма», «архитектурная форма прикладного или промышленного дизайна» приобретёт ещё и печальные значения «ненужная архитектура», «заброшенная архитектура», «недооцененная и обесцененная архитектура».
Вот характерный алматинский пример: старинные кирпичные ворота на углу ул. Достык и ул. Казыбек би (напротив парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев), чудом сохранившиеся после сильных землетрясений рубежа ХIХ-ХХ веков.
Это единственное, что осталось не только от конкретной усадьбы, но и вообще от алматинского кирпичного стиля времён Верного. Это настоящий безоговорочный мемориал, созданный историей и природой в память о череде тех разрушительных землетрясений, о верненцах, боровшихся с ними, о кирпичном архитектурном стиле Верного. Каждый кирпичик в этих воротах уникален - их не осталось и в виде археологических артефактов - ни в музеях, ни в земле. Землетрясения и сели того периода практически уничтожили культурный слой почвы. После небольшого обследования кладки я понял, что они особого местного вида и отличаются от кирпичей других регионов размерами, составом глины и обжигом. При этом, ворота не являются (!) официальным памятником до сих пор, хотя входят в охранную зону памятника архитектуры и истории (комплекс пединститута). На воротах размещают рекламные вывески летних кафе, красят их непонятными красками. На них нет памятной таблички с историей места — все остальные здания комплекса пединститута были построены совсем в другом стиле, намного позже, уже после череды землетрясений, и даже частично перестроены в 1930-е годы.
Но получается, что их могут снести или как-то переделать. Нужно не так уж и много: установить памятную табличку, рассказывающую про период землетрясений, про кирпичный стиль Верного, благоустроить здесь памятное место, площадку вокруг них. Эти ворота могут стать одной из исторических остановок: в данном случае туристической и экскурсионной, войти в маршрут экскурсий со следующими нашими декоративными остановками, например, по ул. Аскарова и по дороге на Медео.
Вот второй пример: автобусная остановка на углу ул. Казакова/ул. Мартынова, в Рабочем посёлке за ТЦ Maxima. Остановка была из серии декоративных, с керамической мозаичной отделкой, со встроенным газетно-сувенирным киоском «Союзпечать», внутри которого даже были книжные полки с мозаикой! Она сохранялась такая одна из всей серии, стояла в идеальном виде до 2019 года, но потом её снесли — сейчас здесь пустырь, газон. Кому помешала эта остановка?..
Осенью 2018 года мной и моими друзьями из проектов Archcode Almaty и Walking Almaty была проведена большая работа по выявлению, инвентаризации и изучению сохранившихся в Алматы художественно оформленных автобусных остановок советского периода. Мы нашли, объехали и сфотографировали все сохранившиеся остановки и станции Алматы, создав карту-путеводитель и опубликовав про это первую большую статью в интернет-журнале Vласть. Сегодняшняя статья — вторая часть и продолжение развития большой темы сохранения алматинских остановок и других малых форм, начатой в предыдущей статье.
Напомню, что в 1950-1980-е годы в Алма-Ате был принят и внедрён особый подход в оформлении транспортных остановок. У каждой остановки появился уникальный дизайн, в котором использовались декоративные мозаичные и барельефные панно, выполненные художественными мастерскими нескольких Алма-Атинских предприятий совместно с известными скульпторами и художниками. Кроме того, участвовали в украшении остановок и детские учебно-художественные учреждения: дворцы творчества, станции юных техников и художественные школы. А к монтажным работам привлекали студентов и рабочих, желающих дополнительно заработать.
Всего было создано около сотни остановок в самых разных техниках: железо-бетонная пластика, металлопластика, барельефы и керамические мозаики. Первые утраты этих объектов начались в 1990-2000-е годы, когда остановки начали продавать в частные руки и превращать в торговые точки. Потом прошли годы их сознательного игнорирования властями, запустения и порчи их частниками-арендаторами или владельцами. Наблюдая за их стремительным исчезновением (а теперь их разрушают и с целью внедрения на их место серии новых типовых конструкций), мы приняли решение создать общедоступную карту всех исторических остановок с отметками об их краткой истории и состоянии на момент исследования. Мы опубликовали нашу карту с комментариями, а также передали наши списки в отдел памятников управления культуры акимата города Алматы. Рассказали чиновникам о необходимости сохранения остановок, успев за некоторые из них успешно «повоевать», отстояв их от сноса, а за другие порадоваться - их отреставрировали администрации некоторых районов даже без нашего вмешательства, по своей инициативе, сделав это довольно хорошо. Так, много остановок было сознательно сохранено на улицах Аскарова и Шолохова. Характерный пример, также с положительным результатом — остановка «Институт Казмеханобр». Её попытались снести осенью 2018 г., сломав наполовину, во время установки новых типовых остановок. Но после нашего вмешательства остановили снос и полностью восстановили ее по первоначальному проекту (1977-1978 годы), создав прецедент признания малой архитектурной формы в качестве исторического объекта и прецедент реставрации подобного объекта.
Городская администрация и общественность выразили нам тогда признательность за проделанную работу, показали готовность сохранять в дальнейшем каждый из объектов нашей карты. Однако, специальной директивы для юридического закрепления этих намерений, или закона, регулирующего механизм придания охранного статуса историческим малым формам, выпущено не было. Видимо, поэтому, поданная группой Archcode Almaty заявка на включение остановки «Институт Казмеханобр» в охранные списки была отклонена с формулировкой «недостаточного обоснования ценности объекта». То есть, инициативу по сохранению и реставрации остановки поддержали и деньги на реставрацию нашли, устно согласившись с тем, что это памятник истории, но официально утверждать этот статус не стали.
В январе 2020 года мы вновь объехали все остановки, отмеченные на нашей карте в 2018 году, и, к сожалению, вынуждены сделать в ней печальные правки. Несколько остановок в разных районах было снесено, точечно и выборочно. В основном это остановки, декорированные мозаичными керамическими панно и декоративными плитками «Азок» (Алма-Атинский Завод Обработки Камня, 1960-1980-е годы).
Была уничтожена и уникальная по-своему остановка - «Элеваторный комбинат» с ул. Суюнбая, выполненная полностью из металла, в модернистском неоавангардном стиле. До 2019 года она оставалась в полной сохранности, нуждаясь лишь в незначительной реставрации опор и свежей покраске. По замыслу её создателей, форма сложного навеса художественно передавала одновременно и профиль гор Алатау, и профиль «гор» зерна на станции погрузки легендарного элеваторного комбината. Это тоже был своего рода памятник эпохе и истории Алматы.
Снесены были и те из остановок, что нуждались в реставрации — мы планировали сами начать кампанию по их восстановлению, начали писать большой проект, но не успели. Уничтожены и те, что были в хорошем состоянии, и стоящие отдельно, и находящиеся в группах — они были буквально вырваны, словно коренные здоровые зубы из своего окружения. И это не смотря на обещания их сберечь, исходящие от районных администраций. Как же так вышло?
Мы сейчас наблюдаем эпохальную смену дизайн-концепции по остановкам: если в ХХ веке транспортные остановки принято было делать индивидуальными и выразительными по дизайну, вписывая их в окружающее пространство, создавая серии и ансамбли для конкретных улиц и дорог, то в ХХI веке во главу угла ставится уже не индивидуальность, а утилитарность, оптимизация и унификация. Во время экспедиции с целью изучения исторических остановок Алматы, мной были обнаружены три остановки в районе старой геологической станции и бывшего совхоза Таугуль, созданные уже в 2000-2010-е годы, но ещё согласно старой традиции — каждая в индивидуальном дизайне. Да, качество декора и отделки там уже другое, но подход и принцип тот самый, с применением декоративных поверхностей, традиционных орнаментов и использованием кирпичной кладки на раствор.
Таким образом, эти три остановки — возможно, последние из традиционных остановок старой эпохи. Дальше ставят уже лишь типовые и лёгкие, многотиражные, без привязки к месту и контексту, почти лишённые задачи формирования дизайн среды. Это утилитарные предметы повседневного спроса, наподобие дорожных знаков, мусорных контейнеров или мачт уличного освещения. Причём, этот процесс протекает не продуманно и органично, а стихийно, в угоду выгоде коммерческих фирм и частных лиц, зарабатывающих на тендерах, по сути на активах госбюджета. Иначе, чем можно объяснить ситуацию, когда на протяжении одной и той же улицы или в одном районе реставрируется часть исторических остановок, но при этом, другая их часть, находящаяся в хорошем состоянии, заменяется на новые типовые?
Почему горожане и водители автобусов в один голос говорят о неудобности новых остановок? По какому принципу их выбирают? Почему новые остановки зимой стоят с обледенелыми скамьями, вода течёт по внутренним поверхностям прямо на скамьи, а сами остановки ржавеют и приходят в негодность быстрее старых? Почему новые прозрачные остановки никто не моет и они стоят постоянно грязные и неуютные? Почему демонтируя старинную остановку, её декор-панели и элементы просто крошат в мусор, выбрасывают? Ведь знают же, что в соседнем районе кто-то восстанавливает остановку и ищет такие элементы. Можно их использовать для реставрации и ремонта, но их просто выбрасывают!
Осмелюсь поднять вопрос вообще о целесообразности и необходимости смены дизайн-концепции (если её вообще кто-то учитывает), а также вопрос о предпочтительности внедрения другой, более органичной и перспективной концепции, основанной не на сломе старых принципов, а на их модернизации и слиянии с новым подходом. Так, можно и нужно было бы сделать следующее:
1) сохранить историческое наследие остановок ХХ века, восстановив и отреставрировав все оставшиеся остановки, предварительно защитив их законодательно от сносов в виде городского ансамбля (независимо от изменений карт действующих маршрутов — все эти малые формы можно приспосабливать под различные нужды туристов и горожан даже, например, при выключении остановки из действующего маршрута)
2) подойти к монтажу новых типовых остановок не точечно, а комплексно — проект модернизации должен быть неделимый и общегородской. Не должно быть разнобойной деятельности районных администраций в области благоустройства отдельных отрезков улиц по принципу «куда же еще воткнуть новую конструкцию подороже для бюджета, взамен обветшавшего и надоевшего советского наследия».
3) возродить традицию создания заново остановок с индивидуальным дизайном. К этому можно привлекать молодых художников, школы и академии дизайна, можно устраивать фестивали и конкурсы для творческой молодёжи, в том числе в рамках учебных заданий и программ. По такому же принципу нужно и можно реставрировать исторические остановки — привлекая студентов творческих школ и вузов. Да и коммерческие структуры, занимающиеся изготовлением и продажей декоративных строительных материалов, тоже можно как-то мотивировать участвовать в этом процессе.
Как показали описанные выше примеры со спонтанными сносами и не поддержанными горадминистрацией частными инициативами по внесению отдельных остановок в охранные списки, - существующая система по сохранению исторического наследия минимизирует и даже исключает участие общественности в выборе и утверждении объектов сохранения в качестве памятников истории. В январе 2019 г. проектом Archcode Almaty была проведена официальная встреча с отделом Управления культуры по сохранению наследия и Управлением транспортной политики. На встрече поднимались все эти вопросы, но итогом стала пока лишь предварительная договоренность «заморозить» все решения и инициативы по историческим остановкам - для изучения возможности их сохранения и реставрации. При этом, Управление архитектуры недавно выступило с отдельной от нашей дискуссии собственной градозащитной инициативой, инициировав официальный сбор частных заявок на включение новых объектов в список потенциальных памятников архитектуры. Пока остается надеяться, что новая инициатива Управления архитектуры, реализуемая специалистами Алматы Генплана, станет началом пересмотра существующей системы сохранения, а также будет выработан четкий и понятный механизм общественного участия в этом процессе.
Поддержите журналистику, которой доверяют.