Эми Эдмондсон – преподаватель теории лидерства и управления в Гарвардской школе бизнеса и автор «Teaming: How Organizations Learn,Innovate and Compete in the Knowledge Economy»
«Посмотрите налево, посмотрите направо. В следующем году кого-то из вас уже здесь не будет». Эти пугающие фразы были увековечены в качестве приветствия для приходящих студентов Гарвардской школы права в классическом фильме американского кино «Бумажная погоня».
Однозначно, и преднамеренно, выраженное послание состоит в том, что если хочешь добиться успеха, нужно усердно трудиться. Неоднозначно, и, возможно, непреднамеренно, выраженное послание – ваш успех может произойти за счет других. Очевидно, что данное послание ограничивает командную работу. Трудно сотрудничать, когда вы сознательно (или нет) рассматриваете своих коллег как прямых конкурентов.
Даже когда руководители явным образом не создают такую рабочую атмосферу, в которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, сама склонность к конкуренции по умолчанию присутствует у большинства успешных профессионалов. В любой сфере те сотрудники, которых нанимают элитные организации, «состязались» в бесконечной внутрикорпоративной борьбе, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Таким образом, успех рассматривается как игра, где ты или выигрываешь или проигрываешь. И где, например, мой успех зависит от твоего провала. А это уже явно не способствует развитию командного духа.
Перед руководителями встает трудная задача: они должны помочь умным, талантливым людям поменять курс своего мышления, перестать конкурировать и начать сотрудничать. В данном случае основная мысль состоит в том, что успеха добиваться интереснее, когда люди работают вместе.
Лидеры могут использовать следующие три тактики:
— Моделируйте поведение, которое вы надеетесь стимулировать. Например, проявите любопытство и интерес к вашим коллегам. Задавайте им искренние вопросы и отвечайте внимательно на то, что слышите.
— Поощряйте успешную командную работу больше, чем индивидуальные достижения.
— Ставьте задачи (касательно нового проекта, инициативы или работы) заранее, концентрируя внимание на том, что для их решения требуются различные точки зрения, подходы и навыки.
При наличии настойчивости и терпения руководители могут помочь своим командам конкурировать вместе, чтобы достичь самой важной цели – удовлетворения нужд потребителей.