Уолтер Фрик – старший ответственный редактор Harvard Business Review
Что получает коммерческая организация, если инвестирует в социальную ответственность? Первый ответ – репутация. Реакция потребителей будет скорее более позитивной, если компания действует социально ответственно. Как и реакция потенциальных будущих сотрудников. Но последние исследования также предполагают, что потребители и сотрудники – не единственные, на кого влияет корпоративная социальная ответственность. Государственные регуляторы это тоже замечают.
Экономисты Принстонского университета – Харрисон Хонг и Инесса Лискович – изучили федеральные штрафы, применимые к американским компаниям за дачу взяток иностранным правительственным чиновникам. Исследование показало: чем выше был уровень социальной ответственности у компании, тем меньше был штраф.
Экономисты изучили информацию о нарушениях американского закона о коррупции за рубежом с 1990 по 2013 гг., а также принятые в связи с данными нарушениями штрафы. Затем они сравнили полученные данные с достижениями в сфере социальной ответственности, основываясь на популярном индексе, который помогает оценить такие параметры, как отношение с местным населением, влияние на окружающую среду и то, как фирма обращается со своими сотрудниками.
Относительно небольшое отличие в вопросах социальной ответственности – скажем, улучшенные условия пенсионной программы – специалисты связали с уменьшением штрафа на $2 миллиона.
Исследователи исключили несколько возможных объяснений: подобные ситуации происходили не потому, что социально ответственные компании давали меньше взяток или были более открыты к сотрудничеству с органами следствия.
Отношения с местным населением, экологические продукты и хорошие отношения с сотрудниками были больше связаны с меньшими штрафами.
«Один из выводов, полученных в результате нашего анализа – компании могут иметь стратегический мотив быть социально ответственными как форму страховки на случай неблагоприятного государственного регулирования», - пришли к выводу эксперты.
Возможно, это прозвучит цинично, но компании инвестируют в корпоративную социальную ответственность, чтобы выглядеть более добродетельными, чем они на самом деле являются. Самый оптимистичный вывод, которые решили проверить исследователи – склонны ли государственные регуляторы положительно относиться к социально ответственным компаниям. И они не первые, кто получил ответ «да».
Если связь между государственным пристальным вниманием и социальной ответственностью действительно существует, это проблематично и требует решения. Но с другой стороны, это не меняет того факта, что репутация компании улучшается при инвестировании в социальную и экологическую ответственность. Если даже регуляторы, попавшие в центр расследования по делу о взяточнистве, воспринимают компании иначе за счет корпоративной ответственности, подумайте о том, что будет с потребителями и сотрудниками.