Николь Торрес – заместитель редактора «Harvard Business Review»
Мы знаем, что большинство из нас не предрасположено к многозадачности – мы не можем делать одинаково хорошо два разных дела одновременно. И нам требуется определенное время, чтобы повторно сконцентрироваться, когда мы переключаемся с одного задания на другое. Поэтому мы откладываем свои сотовые телефоны подальше, когда хотим сфокусироваться на чем-то или показать окружающим наше внимание на каком-то вопросе.
Но если ваш телефон не отключен, существует большая вероятность того, что он будет продолжать отвлекать ваше внимание. Вибрирующий звук, сообщающий о новом уведомлении, не такой уж безобидный, каким может показаться.
Согласно результатам нового исследования «отвлечение внимания при получении уведомления на сотовый телефон» звук вибрации от новых уведомлений может сильно отвлекать наше внимание, даже если мы не смотрим, что там пришло. В ходе исследования эксперты выяснили, что даже само знание об уведомлении может повлиять на степень нашей концентрации над какой-либо задачей, требующей повышенного внимания.
Авторы исследования – Кэри Стотхарт, Эйнсли Митчум и Кортни Йенерт из Университета штата Флорида (США) – заинтересовались воздействием, которое оказывают уведомления, после того как заметили, что сами отвлекаются на приходящие на телефон уведомления.
Из многочисленной литературы о невнимательном вождении они уже знали, что разговор по телефону приводит к когнитивной нагрузке, которая требует определенного объема ментальных усилий и загруженной памяти. В результате чего авторы пришли к выводу, что уведомление на телефоне также может приводить к когнитивной нагрузке, потому что жужжание заставляет вас думать о том, от кого – например – пришло сообщение. Таким образом, даже если вы решаете проверить уведомление после выполнения работы, самого факта того, что вы знаете о наличии пропущенного звонка или непрочитанном сообщения, может быть достаточно, чтобы отвлечь вас и снизить вашу продуктивность. По сравнению с тем, что бы было, если бы вы не получали уведомления.
В 2013 году авторы исследования попросили 212 студентов американского Университета штата Флорида принять участие в эксперименте. Студенты должны были прийти к ним в лабораторию, оставить свой номер телефона, адрес электронной почты и другую информацию, а затем пройти специальный тест на внимание. Последний позволяет измерить степень поддержания внимания и способность концентрироваться на одной задаче и при этом не отвлекаться на другие дела. Во время выполнения теста студенты должны были нажимать определенную клавишу на компьютерной клавиатуре каждый раз, когда на экране появляется число - кроме «3». Первый блок выполнения задания длился около 10 минут. Его результаты давали исследователям возможность получить понимание о базовом уровне выполнения. Затем у участников эксперимента был короткий перерыв. Тем временем компьютер методом случайного отбора разделил участников на три группы. И после перерыва одна третья часть участников начала получать текстовые сообщения во время выполнения второго блока заданий. Одна треть получала телефонные звонки, а оставшиеся были контрольной группой и ничего не получали.
Студентам заранее не говорили выключить телефоны или поставить их на беззвучный режим. Но после эксперимента их спросили о том, слышали ли они, что на телефон приходили уведомления. По словам Стотхарта в виду того, что людей поделили на группы методом случайного отбора, можно было сделать вывод, что количество людей, у которых был телефон или не было телефона или он стоял на беззвучном режиме - было практически равным. Таким образом, исследователи были уверены в том, что наблюдали основные различия в выполнении заданий между группами.
Специалисты измеряли результаты, наблюдая за количеством «ложноположительных» ошибок (когда кто-то нажимал клавишу на цифре «3», хотя не должен был) во время выполнения обоих блоков заданий. Согласно Стотхарту когда они сравнили первый блок заданий со вторым, вероятность ошибок увеличилась на 28% в той группе, которая получала телефонные звонки. В той группе, которая получала текстовые сообщения, процент ошибок увеличился на 23% по сравнению с тем, как они выполняли задание в первом «базовом» блоке. Группа, которая не получала никаких уведомлений, сделала лишь на 7% больше ошибок.