В МВД признали применение кеттлинга во время гражданских протестов, но не считают эту практику пытками. Глава ведомства Ерлан Тургумбаев утверждает, что полиция не применяла насилие, предлагала протестующим еду и воду, а также выпускала всех желающих из зоны блокировки, заявил он во время отчетной встречи с населением.
Свой ответ на вопрос о применении кеттлингов Тургумбаев начал с того, что в практике нет ничего нового, она применяется во всем мире. Но в Казахстане ее называют «блокировкой мест, где группа лиц нарушает общественный порядок».
«Да, действительно, несколько раз мы блокировали места, где проводились несанкционированные митинги, но в то же время в отличие от полицейских других стран, не было применения водометов, световых гранат, не было применения других спецсредств. Наши полицейские всегда стоят без оружия, без дубинок, без газа и своими физическими данными пресекают данные правонарушения. Но в то же время еще одно отличие, то, что вы называете пытками, пыток не было только по одной причине, мы предоставляли всем гражданам, которые хотели выйти из этой блокировки всех выпускали. Предлагали им воду, предлагали пищу. Никакого насилия там не было. Потому что всегда на такие мероприятия обеспечивается каретой скорой помощи и участвуют врачи».
По наблюдениям журналистов Vласти, следивших за всеми кеттлингами во время протестов в Алматы, полиция города ни разу не предлагала их участникам воду и еду. При этом протестующие редко когда могли покинуть зону блокировки по собственному желанию. Из-за этого им приходилось ходить в туалет внутри колец силовиков, а еду им приносили стоящие за пределами круга активисты. В день выборов в мажилис и маслихаты сотрудники СОБРа применяли силу в отношении протестующих, более 8 часов не выпускали выпускать активистов Oyan, Qazaqstan, получивших сильное переохлаждение и обморожение рук и ног. Они также отказались вызывать скорую и с трудом выпустили из оцепления активистку Айнур Нурманову, на которую упал кусок льда с крыши.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.