Теперь уже бывший министр энергетики Болат Акчулаков 3 апреля заявил, что производство бензина остается стабильным, когда как несколько автозаправочных станций пострадали из-за последней нехватки топлива в нескольких городах по всей стране.
В то же время, в последней день на посту министра Ачкулаков предупредил о значительном повышении цен на бензин и дизельное топливо (11% и 20% соответственно). Правительство тоже пообещало, что цены на газ в некоторых регионах также вырастут.
Эта история повторяется снова и снова.
В начале 2014 года, после очередного сезона нехватки топлива тогдашний президент Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстану нужен четвертый НПЗ.
«Мы нефтедобывающая страна. Это нонсенс!», – сказал он.
Но логистические планы постоянно меняются. Правительство предложило несколько разных мест от Актау и Туркестана до деревни недалеко от Петропавловска.
В 2017 году, когда на заправках страны образовались огромные очереди, тогдашний министр энергетики Канат Бозумбаев утверждал, что «в стране нет дефицита топлива».
Каждый раз при нехватке топлива государству приходится покупать его у России, чтобы восполнить этот пробел.
Планы правительства по модернизации трех существующих нефтеперерабатывающих заводов вышли за рамки запланированного графика и бюджета, а постоянные ремонты на НПЗ в Атырау, Шымкенте и Павлодаре становятся все более дорогостоящими и неэффективными. Два года назад президент Касым-Жомарт Токаев обвинил руководство нефтеперерабатывающих заводов в «участии в отмывании денег». В 2022 году бывшие директора Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов были осуждены за злоупотребление должностными полномочиями.
Кроме того, правительство Казахстана отстает в разработке политики по сокращению наземного транспорта и использования автомобилей.
Старые, неэффективные машины, купленные за границей, оказались в центре скандала, поскольку правительство пыталось ввести налог на их регистрацию, а водители протестовали против этой меры.
В январе 2022 года внезапный скачок цен на топливо стал искрой, вызвавшей протесты в Мангистауской области, которые затем распространились по всей стране и были подавлены властями в ходе Қанды Қаңтар. После того, как протесты были подавлены, правительство пошло на попятную в отношении цен на топливо.
В феврале министерство финансов в попытке обеспечить бесперебойные поставки на внутренний рынок заявило о продлении запрета на экспорт топлива до июня.
Каждый год министерство энергетики заявляет о рассмотрении вопроса строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода и что краткосрочным решением было бы увеличение мощности Шымкентского НПЗ.
Ачкулаков был одним из двух министров, потерявшим работу после парламентских выборов 19 марта. Однако связь с правительством вряд ли улучшится. Из коридоров в Астане и пресс-релизов нефтеперерабатывающих заводов мы всегда будем слышать, что ситуация улучшается и дефицита нет. И что завершение следующего крупного проекта ожидается всего через несколько лет.
Поддержите журналистику, которой доверяют.