• 9044
Мы знаем, что вы делали прошлым летом

Три девушки, живущие в самом центре Алматы провели 10 последних суббот в микрорайоне Мамыр, общаясь с местными детишками. Редактор Vласти Светлана Ромашкина попыталась понять: зачем? 


Девушек зовут: Айша, Алтынай, Айнура. Есть еще Ася Тулесова, с которой все и началось, на днях она должна вернуться из Сан-Франциско. Они шутят, что в свою команду берут только тех, чье имя начинается на букву «А».

Вся эта история с Мамыром началась с гранта, который выиграла Ася. Она выросла в этом районе и мечтала облагородить свои пенаты. Поэтому, когда акимат Алматы устроил конкурс творческих проектов, то Ася написала, что хочет сделать свой двор лучше. Акимат выделил небольшой грант на обустройство такой же небольшой, как и грант, территории. Проект включал в себя еще и всякого рода активности для местной детворы. Так возник Mamyr Park и так в Мамыре появились Айша, Алтынай и Айнура, которые до этого устраивали воркшопы на FourЭ и Арбатфесте. Но то были разовые мероприятия, а в Мамыре они задержались на 10 недель. Каждую субботу в 16.00 они уже были в микрорайоне и учили детей всяким интересным вещам:

— В первый день мы мастерили викторианские игрушки для анимации, во второй делали вертушки, на третий — конструкторы. А на четвертой неделе мы переехали, потому что местные женщины грозились обратиться в прокуратуру, - вспоминают девушки.

Фото со страницы Mamyr Park

Это был почти дворовой клуб, только не в подвале, а на воздухе. Воркшоп в Мамыре должен был завершиться 15 сентября, но девушки до сих пор ездят к детям. Не могут остановиться. На этой неделе как раз пришли долгожданные шары для очередного воркшопа, не пропадать же им.

— В течение недели мы ищем себя, а по субботам преподаем в Мамыре, - рассказывает Ася Жандосова.

После этого проекта девушки знают все подводные камни гражданских инициатив. Например, для того, чтобы устроить активности во дворе, одного желания акимата и волонтеров было недостаточно, пришлось получать разрешение местных жителей. Ася ходила по квартирам всю неделю, стучалась в каждую дверь, чтобы получить согласие двух третей обитателей двора. Несколько женщин были против, потому что они не хотели, чтобы под их окнами суетилась малышня. Девушки говорят, что понимают их - дети и правда, шумят. Что еще? Деньги на благоустройство пришли поздно, а активности надо было начинать согласно утвержденному акиматом плану, поэтому сначала пришлось искать свободное место, воркшопить там, а потом уже благоустраивать.

— Мы нашли обособленный пустырь. Его облагородили, за неделю удалось пересадить кусты, сделать дорожку и мини-сцену. Из-за того, стол у нас был маленький и за ним могли работать максимум 6 человек, появились очереди и мы, чтобы занять других ребят, попросили их собрать самую большую башню из газеты. Мальчики сделали башню, очень похожую на ракету Союз. Мы начинали занятия с 16.00 и были там, пока не стемнеет. Сейчас дети уже приходят раньше и ждут нас. А когда мы приезжаем, то обязательно помогают нам.

На каждый воркшоп уходило 10-15 тысяч тенге. Это больше, чем грант от акимата. Поэтому приходилось что-то делать за свой счет, просить деньги у родителей и друзей. Но зато активности в Мамыре не прошли незамеченными. Недавно Айшу, Алтынай и Айнуру пригласили впервые провести коммерческий воркшоп – при открытии магазина.

Но это все мелочи. Когда-то у девушек были более грандиозные планы. В прошлом году они мечтали создать центр детского досуга в детской библиотеке им. Бегалина. В управлении культуры им обещали дать здание, 6 месяцев они работали над методологией и созданием центра, но здание в итоге им не досталось.

— Мы хотели сделать детский центр, в котором можно было проводить занятия не на траве, не как в Мамыре. Это все сложно, может быть еще не время, - философски рассуждает Айша. - Мы планировали, что будет мини-дворец школьников, там были бы уроки истории, математики. Хотели сделать платные и бесплатные занятия, чтобы это было финансово устойчиво, но идея повисла. Затем я уехала учиться в Америку. Теперь мне предложили преподавать год в арт-центре в США и я сейчас думаю над этим предложением. Мы сейчас находимся на распутье, понимаем, что нам нужен другой путь. Изначально надо просить реальный грант. Мы поняли, что надо больше ценить себя, свое время. В случае с Мамыром речь о наших зарплатах даже не шла. Мы все это делали, потому что нам нравится встречаться с детьми. Провели с ними 10 недель и получается, что сейчас бросаем их. Может быть, нужно предлагать акимату новые инициативы, чтобы это все не пропало зря. Можно предложить городу в следующем году выделить на это больше денег и, чтобы это было не в одном парке, а в нескольких районах. То, что мы делали, сможет делать каждый. Можно создать инициативные команды из студентов и школьников старших классов.

Прошу девушек порассуждать на тему бюрократии.

— Мы мало контактировали с акиматом. Но наш куратор Султан готов был всячески содействовать. Все возможно. Но надо привыкнуть к тому, что это будет долго, но если потратить много сил и времени, то все получится. В акимате сидят такие же люди, как и мы, и если идея им понравится, они помогут.

Девушкам слегка за двадцать, они все получили западное образование и не горят желанием сидеть в офисе, рассуждают на тему, что нужно быть и сытым и счастливым: и работать, и делать интересные проекты. Но прямо сейчас все же нужно искать работу по профессии. Понятно, что волонтерство и гражданские инициативы, не поставленные на коммерческие рельсы, больше занятие для людей молодых, еще необременных карьерным ростом и семейными проблемами.

В конце беседы прошу девушек ответить, чего им не хватает в родном городе, что хорошего можно сделать в Алматы.

Айша: Я бы хотела, чтобы появился «мейкер спейс». Это такая студия труда, где были бы машины, с помощью которых можно было пилить, печатать, резать. Студия была бы и для взрослых и для детей. Это движение «Сделай сам» очень популярно в Америке. Администрация Обамы хочет в каждой школе открыть такое пространство. Ведь теорию хорошо преподавать вместе с практикой. Сейчас я хочу поработать в США, а потом вернуться в Казахстан и применить здесь все знания, которые там получу.

Алтынай: У меня много подруг, у которых есть маленькие дети, они столкнулись со сложностями: в городе нет пандусов. Мне кажется, при нормальных пандусах улучшилось бы качество жизни инвалидов и семей с маленькими детьми. Алматы стал бы больше пригоден для прогулок.

Айнура: Я хочу, чтобы было больше велодорожек. Еще мне нравится автоматическая система проката велосипедов, как это сделано в Лондоне. И еще хочу, чтобы хорошо ездили автобусы, троллейбусы и трамваи и в целом в общественном транспорте стало бы больше порядка. Мне кажется, качество жизни уже улучшается. Радует, что люди стали больше думать о городе, например, меньше мусорить. Наше общество очень быстро откликается на что-то новое, и это замечательно. Например, жители Мамыра после того, как Ася уехала, сами начали ухаживать за двориком. Нам повезло, что там есть сознательные люди.

Свежее из этой рубрики