Последний день трамвая

Айсулу Тойшибекова, Vласть, фотографии Жанары Каримовой

Последние несколько недель алматинские трамваи не раз попадали в сводки новостей. Сначала одно ДТП, затем другое. Тогда алматинцы уже не в первый раз разделились на два лагеря: тех, кто за развитие трамвая и тех, кто за то, чтобы алматинский трамвай канул в Лету. Сегодня утром в бесконечных спорах в Сети поставили точку. Акимом города Бауыржаном Байбеком было принято решение – трамвайное депо с 31 октября приостанавливает свою работу. От принятия решения до его вступления в силу пройдет меньше суток. Вышедшие утром на работу сотрудники депо и машинисты неожиданно узнали, что сегодня не просто последний день рабочей недели, а, возможно, последний рабочий день.

В распространенном утром сообщении пресс-службы акимата Алматы сообщалось, что в связи с аварийным состояние путей и подвижных составов алматинский трамвай временно приостанавливает работу. Это заявление вызвало много вопросов, отвечать на которые пока не спешат ни в акимате, ни в «АлматЭлектроТранс». Там лишь пообещали, что всех сотрудников трудоустроят и переучат. В таком случае, приостановление может означать и ликвидацию. Журналисты Vласти решили в последний раз проехаться на трамвае.

На остановке

По улице Шевченко из общественного транспорта ходят только трамваи. Когда мы подошли к остановке, на ней было пусто, спустя минут пять появились две пенсионерки.

Пенсионерка Валентина на трамвае ездит не часто, но иногда все-таки пользуется этим видом транспорта. Она признается, что трамвай приходится ждать очень долго:

— Я сегодня, чтобы сюда приехать, ждала трамвай минут сорок. Так я на автобус села и поехала. Пусть они не говорят (об аварийности трамваев – V). Это списанные трамваи, которые в Германии покупают. Такие плохие вагоны, вот они и ломаются постоянно. Конечно, там отработали свой срок. Это же безобразие. Трамвай Алматы нужен, а как же? Обязательно, ведь это экологичный транспорт. Машины у нас и так заполонили все выхлопными газами.

После беседы с нами, Валентина посмотрела, нет ли трамвая на горизонте, а затем отправилась на автобусную остановку, которая находится в квартале от трамвайной.

Спустя еще минут пять к остановке подошла Ираида Ивановна, она тоже ждет трамвай №4, чтобы доехать до Никольского базара, а затем пересесть на автобус №18:

— Я стараюсь ездить на муниципальных автобусах, они мне как-то больше подходят. Я смотрела фильмы по телевизору, там показывали трамваи в Швейцарии. Они там как электроропоезда, современные, полотна совершенно не видно, ездят быстро. Вот такой трамвай нужен. В «Вечерке» («Вечерний Алматы» – V) этот вопрос недавно поднимали, и большинство респондентов были за трамвай. Экологичный транспорт, возит очень много народу, маршрут охватывает много районов города, у него огромный километраж. Автомобили переезжали трамвайные пути, нагло вставали перед вагоном и мешали ему пройти. Настолько бессовестные эти водители автомобилей! Я за трамвай. Я считаю, что большинство жителей нашего мегаполиса тоже «за». Новая метла не всегда хорошо метет. В советское время было 10 трамвайных маршрутов, и трамвайный парк вмещал все! Если это в ваших силах, добивайтесь возвращения трамвая!

Молодая мама с малышом тоже пришли на остановку. Они едут в поликлинику на Толе би-Байзакова. Александра, как и все предыдущие и последующие наши собеседники, о приостановлении работы трамвайного депо услышала впервые от нас:

— А просто закупить новые вагоны до акима не дошло? – скептически интересуется она. – Ну, отсюда можно еще на автобусе уехать.

— На каком вы отсюда уедете автобусе? – вдруг вмешалась Ираида Ивановна.

— На девяносто девятом, – отвечает Александра.

— Ой, это частный… такой ужасный автобус, господи. Трясогузка, – обрушилась критикой Ираида Ивановна.

Сама Александра считает, что трамвай нужен городу:

— Например, с Кунаева и Калинина (ныне Кабанбай батыра – V) на чем можно уехать? – спрашивает она.

Подошедшая спустя несколько минут пенсионерка Роза Имашевна называет трамвай «народным транспортом». Она живет недалеко от остановки и из транспорта пользуется трамваем и троллейбусом:

— Эти недавние аварии, по-моему, спровоцированные. На Гоголя стоит трамвайное управление, это место кому-то нужно, это огромная территория. В очередной раз приватизируют землю. Мы за народный транспорт, там всего два маршрута осталось.

— Почему на развитие народного транспорта нет денег? Алматы дает 25% бюджета, почему мы по остаточному принципу обеспечиваемся? – задалась вопросом Ираида Ивановна.

Тем временем малыш на руках у Александры потерял покой, ему надоело сидеть у мамы на руках. С того момента, как мы пришли на остановку, прошло уже около 40 минут.

Последними подошли мама с сыном-школьником. Ирина с семьей живет неподалеку:

— Впервые слышу о закрытии депо, но я, честно говоря, рада, потому что здесь, от Абылай хана-Шевченко не на чем, кроме как на трамвае не уедешь. Он ходит раз в сорок минут. Лучше пусть запускают троллейбусы, автобусы. Да, экологичный вид транспорта, я согласна. Должно быть или больше вагонов, или другой вид транспорта. Развивать трамвай, скорее всего, никто не будет, потому что это никому не нужно. Если это навсегда, то с одной стороны, это печально, но если их в одну сторону два вагона идет и в другую сторону два? Как люди на работу добираться будут? Получается как пережиток. Не думаю, что город много потеряет, если отменят трамваи.

В трамвае

Спустя почти час ожиданий трамвай все-таки приехал, однако кроме нас на остановке никого не осталось: кто-то поймал такси, кто-то пошел на автобусную остановку.

Свободных мест в двух вагонах трамвая не было, несколько человек ехали стоя. Никто из пассажиров даже не подозревал о сегодняшнем решении акимата, они ехали каждый по своим делам. Все как обычно, непривычно смотрелись только недавно установленные терминалы новой системы оплаты проезда – «Онай».

Когда мы спросили у одной из пассажирок, знает ли она о том, что с завтрашнего дня трамвай временно прекращает работу, она очень удивилась. Ей эта новость явно пришлась не по душе, как и остальным пассажирам, оказавшимся достаточно близко, чтобы услышать мои слова. Даже школьник, сидевший в наушниках, на несколько секунд вынул один из уха, чтобы понять из-за чего начался переполох.

«Это несерьезный разговор! Трамвай двигается, а машины стоят!», «Это экологически чистый транспорт, экологию не портит», «Да кто об этом думает? Они на своих машинах ездят!» — пока первый вагон наполнил гул, машинистка трамвая продолжала объявлять остановки. Она выехала на маршрут сегодня в семь утра и никаких новостей, и уж тем более указаний из депо не получала.

Стоит отметить, что на улице Шевченко рабочие латали ямы между рельсами и дорожным полотном.

В депо

В здании трамвайного депо ни души. Мы встретили лишь начальницу отдела эксплуатации Флюзу Беленькую. Год назад она в своем кабинете рассказывала об истории депо, а сегодня собираясь уходить, посоветовала за всеми комментариями обращаться в «АлматыЭлектроТранс». «Мы лишь часть управления, которое делает свою работу», – сказала она.

Кабинеты директора и его заместителя заперты, секретаря нет на месте. И без того унылое и темное здание без людей кажется еще мрачнее. В диспетчерской, что находится с другого входа, работают двое сотрудников, следящих за выполнением рейсов. Вместе с ними в комнате находились двое молодых мужчин в деловых костюмах, то и дело дававших указания. Они резко контрастировали с одетыми в повседневную одежду диспетчерами.

— Что хотели, девушка? Руководства нет, они уехали в управление, – подняв голову, ответила мне немолодая женщина и опять погрузилась в работу.

Тем временем из депо на маршрут выехал еще один узкий желтый трамвай.

Ровно неделю трамвайное депо не дотянуло до своего дня рождения. 7 ноября алматинскому трамваю могло исполниться 78 лет.

Опрос: «Нужен ли Алматы трамвай?»

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые