17126
9 января 2019
Текст - Юлия Миленькая-Мартин. Фото Жанары Каримовой и ЮНЕСКО

Никто не лишний

Почему по-прежнему так сильна дискриминация по отношению к людям, живущим с ВИЧ?

Никто не лишний

В Казахстане два десятка лет активно говорят о профилактике ВИЧ-инфекции, путях ее передачи, но даже самые продвинутые люди до сих пор опасаются при встрече жать руку ВИЧ-инфицированному человеку, боятся даже представить, что их ребенок будет дружить с одноклассником, имеющим ВИЧ-статус, отказываются от общения с людьми, живущими с ВИЧ, не принимают их на работу и стараются всячески избегать. Почему в Казахстане все еще сильна стигма по отношению к людям, живущим в ВИЧ, и можно ли улучшить эту ситуацию?

В Казахстане, по данным ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД) на 2016 год, насчитывается 27 тысяч человек, живущих с ВИЧ, около 8 тысяч человек получают лечение.

В Казахстане употребление инъекционных наркотиков по-прежнему является основным фактором передачи ВИЧ‐инфекции. По данным ЮНЭЙДС, в 2016 году официально в стране было зарегистрировано свыше 120 тысяч человек, употребляющих инъекционные наркотики.

В 2017 году прирост новых случаев снизился в 3,6 раза и составил 4,8% (2016 год – 17,2%).

В стране ежегодно отмечается рост количества людей, живущих с ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию – с 1711 человек в 2011 году до 11482 в 2017 году. Такая терапия состоит из приема антиретровирусных препаратов и позволяет максимально ослабить вирус и остановить дальнейшее развитие болезни.

Охват беременных АРВ-профилактикой увеличился в стране с 66% в 2005 году до 95% в 2017 году, а новорожденных, родившихся от ВИЧ‐позитивных матерей, с 81% в 2005 году до 99,8% в 2017 году. Все дети, рожденные от ВИЧ‐инфицированных матерей, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для кормления.

С 2009 года АРВ‐лечение проводится за счет государственных средств, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дети получают только брендовые АРВ-препараты. Люди, нуждающиеся в лечении могут обратиться в поликлинику по месту жительства либо в один из центров по профилактике и борьбе со СПИД.

27 000 - число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане на 2016 год

Страхи вокруг ВИЧ

Не только в Казахстане, но и во всем мире, люди по-прежнему мало знают о ВИЧ. Болезнь окутана мифами и предубеждениями, вокруг нее сложился страх, в том числе и страх заразиться ею от любого контакта с ВИЧ-инфицированным человеком.

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы создало видео-проект «Голос звезд» в рамках проекта по снижению стигмы и дискриминации касательно людей, живущих с ВИЧ. Знаменитые казахстанцы отвечали на различные вопросы по теме ВИЧ.

Что может побудить обычного человека искать информацию о ВИЧ-инфекции? Как правило, прохождение специального теста, нечастые публикации в СМИ или фильмы. О ВИЧ почти не говорят в образовательных учреждениях, а взрослые люди не ищут специализированную информацию, не сталкиваясь с проблемой. Все это приводит к тому, что мифы о ВИЧ продолжают существовать и множиться.

По данным ЮНЭЙДС, в 2016 году 65% казахстанцев ответили, что не купили бы товары у людей, живущих с ВИЧ. Это прямое подтверждение уровня дискриминации и стигмы, которое существует в обществе в отношении людей с ВИЧ.

Представляют ли казахстанцы, что в стране около 30 тысяч человек, живущих с ВИЧ?И все они – вполне обычные люди, имеющие право на общение, счастье, внимание и любовь.

Сила знания

Есть несколько наиболее распространенных мифов о ВИЧ-инфекции, которые давно стали устойчивыми и нередко именно они приводят к стигме и дискриминации – люди не обладают достаточной информацией, чтобы перестать бояться ВИЧ и принимать в обществе людей, живущих с ВИЧ.

Один из таких мифов: инфекция может передаваться при любом контакте, вплоть до рукопожатия. Само собой, это не так. ВИЧ не передается при рукопожатии или объятиях. У многих людей, живущих с ВИЧ, есть партнеры, у которых отрицательный ВИЧ-статус.

Женщины с положительным ВИЧ статусом могут родить здорового ребенка. ВИЧ-инфекция может передаваться от инфицированной матери ее ребенку во время беременности, при родах или в послеродовом периоде при грудном вскармливании. Но риски можно существенно снизить, если во время беременности мать будет принимать краткий курс антиретровирусных препаратов и такой же курс примет ребенок после рождения, если во время родов будет применено кесарево сечение и мать обратиться к специалисту за консультацией по поводу грудного вскармливания. По возможности женщине, живущей с ВИЧ, следует отказаться от кормления ребенка грудью, но лишь при условии обеспечения полноценного альтернативного питания для ребенка.

Другое распространенное заблуждение – у человека с ВИЧ жизнь не может быть продолжительной. Это тоже неправда. Люди не осведомлены о существовании высокоактивной антиретровирусной терапии, которая кардинально изменила качество жизни людей с ВИЧ-инфекцией. Известны тысячи примеров, когда люди проживают с ВИЧ м продолжительную жизнь. ВИЧ давно – не приговор.

Третий распространенный миф – люди, живущие с ВИЧ, как правило, относятся к так называемой ключевой группе риска (а в понимании части общества – и опасным) – это люди, употребляющие инъекционные наркотики, работники секс-индустрии, гомосексуальные мужчины и другие мужчины, практикующие сексуальные отношения с мужчинами, заключенные, мигранты, беженцы и трансгендеры . И хотя действительно у этих групп повышены риски заразиться ВИЧ, они – далеко не единственные среди людей, живущих с ВИЧ. Однако, стигма и дискриминация в отношении ключевой группы риска еще больше усугубляет ситуацию и предотвращает их от поиска и получения необходимого лечения, в случае их ВИЧ-инфицирования.

Как не ошибиться?

Перед вами фотографии восьми пар незнакомцев. Базируясь на своих представлениях и жизненном опыте, сможете ли вы выбрать из каждой пары одного, кто отвечает критерию, который указан в вопросе?

Итак. Первая пара - кто из этих людей, по вашему мнению, вынужден был стать беженцем?

Как вы думаете, кто из людей на фото отбывал срок наказания в исправительном учреждении?

По вашему мнению, кто из людей на фото живет с ВИЧ?

Кто из этих людей является мигрантом?

По вашему мнению, кто из людей фото выбрал однополые отношения?

По вашему мнению, кто из девушек на фото занимается проституцией?

Кто из этих людей страдает наркотической зависимостью?

Как вы думаете, кто из этих людей прошел операцию по смене пола?

Уверены в своих ответах?

Само собой, опрос был с подвохом – ни один из людей, представленных на фото, не отвечал тому критерию, который содержался в вопросе – не сидел в тюрьме, не употреблял наркотиков и не имеет положительный ВИЧ-статус. Все они обычные люди. Не торопитесь судить людей по внешности и делать поспешных выводов, ведь все люди равны.

Лишних нет

Изменить ситуацию с дискриминацией ВИЧ-инфицированных, их принятием в обществе, может множество действий, главное из которых – информирование. Интересоваться темой, быть в курсе, не допускать дискриминации – простые шаги.

Больше информации по теме можно получить, к примеру, на сайте Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, на сайте ЮНЕСКО, на сайте Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании или на сайте Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД.

Никто не должен оставаться в стороне, быть выкинутым на обочину жизни, быть лишенным прав на доступ к медицинским услугам, образованию и полноценной человеческой жизни из-за ВИЧ-статуса. Никто не лишний.