10695
5 марта 2019
Текст Меруерт Сарсеновой, фотографии Данияра Мусирова

Мужчины руководят, а женщины исполняют

Снижающийся показатель женской трудовой активности в стране - это следствие устоявшегося менталитета, считают эксперты Всемирного банка.

Мужчины руководят, а женщины исполняют

Группа Всемирного банка и Международная финансовая корпорация (IFC) совместно с Vластью обсудили роль женщин в развитии экономики Казахстана, её вовлеченность в управление бизнесом и государством, а также подняли вопросы гендерного равенства и ущемления прав женщин по половому признаку.

По данным Всемирного банка, 64% трудоспособного женского населения Казахстана — работающие женщины и те, кто активно ищут работу. Для сравнения: занятость мужчин в трудовом процессе составляет 74%.

«Беспокоит то, что этот показатель из года в год уменьшается, в 2012 году он составлял 67%», — отмечает руководитель программ по развитию человеческого капитала Сусанна Айрапетян.

Эти доли в среднем сопоставимы с аналогичными показателями стран ОЭСР; в России число женщин, задействованных в трудовой активности на уровне 68%.

«Если мы рассмотрим процент фирм, где женщины являются руководителями, то это только 39%, хотя за 3 года мы наблюдали рост на 12%», - говорит представитель Всемирного банка.

Сейчас в парламенте Республики Казахстан доля женского участия составляет всего 27%, в то время как в высшем законодательном органе Швеции - 50%.

Такой невысокий показатель женской трудовой активности в стране Всемирный банк связывает с проблемой устоявшегося менталитета, когда традиционно женщины чаще вовлекаются в деятельность по уходу за детьми, пожилыми или людьми с особыми потребностями. Свидетельством этому является и тот факт, что 65% школьников не посещали в свое время дошкольные учреждения.

«Развитие человеческого капитала в Казахстане будет способствовать увеличению числа женщин на трудовом рынке», - подчеркнула Айрапетян. Также она признала, что государственная власть осознает насколько значима роль женщины в становлении экономики и её вклад для будущего поколения.

Из положительных моментов специалист Всемирного банка выделила отсутствие гендерной разницы в доступе к образованию, здравоохранению и подчеркнула, что количество женщин в возрасте от 25 до 54 лет, окончивших высшие учебные заведения, превосходит число мужчин.

Однако в силу довлеющих обычаев они, по-прежнему, выбирают «женские» профессии, такие как учитель, медицинский работник и т.п.

При этом сегодня на рынке все большим спросом пользуются высокооплачиваемые специальности, связанные с научными и опытно-конструкторскими работами, на которых задействованы предпочтительно мужчины.

Также существуют правовые препятствия, запрещающие на законодательном уровне доступ женщин к 299 видам профессий.

Тему участия женщин в высших коллегиальных органах крупных компаний затронула глава программы Международной финансовой корпорации (IFC) по развитию практик экологичности, социальным вопросам и корпоративному управлению Адалят Абдуманапова, приведя данные отчета Morgan Stanley Capital International (MSCI). Так, доля участия женщин в Советах директоров по всему миру составляет лишь 17 %, 4% женщин занимают должность СЕО и менее 10% - должность СFО.

Говоря о причинах такого низкого гендерного разнообразия, эксперт выделила неосознанные предубеждения женщин, и вследствие этого их низкую уверенность в себе, негативные стереотипирования в части компетенций и способностей к управлению, необходимость работать «в любое время» и нести «двойную трудовую нагрузку», а также навязывание традиционных социальных ролей (как среди женщин, так и среди мужчин) и имеющий место эффект «невидимки», когда минимальный предел гендерного разнообразия совета директоров складывается ниже 30%.

Как показывают исследования, на заседаниях советов директоров женщину-директора в среднем перебивают в 16 раз чаще, чем мужчину-директора, привела пример Абдуманапова.

Между тем, по её словам, гендерное разнообразие в советах директоров и корпоративном управлении ассоциируется с высоким уровнем доходности, рыночной стоимости и стабильностью компании.

Компании с участием женщин в СД и операционном управлении имеют высокие показатели в рейтингах по ESG и нефинансовым показателям и на 53% превосходят компании с участием исключительно мужчин по показателю рентабельности капитала.

«Мы не говорим, что один пол лучше или хуже другого, мы говорим, о том, что именно участие женщин в совете директоров способствует принятию более взвешенных решений, — объясняет специалист по корпоративному управлению. — То есть, мы, женщины, больше ориентируемся на риски и тянем обсуждение тех вопросов, которые мужчины могут не поднять, например, человеческого капитала, управления человеческими талантами, здесь женщины четче видят связь между эффективностью и вознаграждением. А это влияет на достижение стратегических целей компании. Поэтому я за то, чтобы у нас был выбор и мы могли его реализовать».

Сравнительный анализ по количеству женщин в руководящем составе казахстанских банков за 2010 и 2017 годы представила генеральный директор Governance & Management Consulting Градислава Ахметова. По ее информации, удельный вес женщин, занимающих пост председателя совета директоров на конец 2017 года составил всего 3%, за 7 лет оставшись неизменным. Доля женщин-членов советов директоров снизилась с 17% до 9%, так же как и среди числа независимых директоров с 18% до 13%. Однако количество женщин на позиции председателя правления увеличилось с 5% до 15%, но упала среди состава членов правления банка с 38% до 32%.

«На основе этого можно сделать вывод, что в финансовом секторе и в других крупных экономически важных отраслях, мужчины руководят, а женщины в большей степени исполняют», - подытожила Ахметова.

Эксперты считают, что нужно разработать дорожные карты, которые бы предполагали проведение трансформационных тренингов, устраняющих ролевые установки, создание реестров квалифицированных женщин – кандидатов в члены СД и другие органы управления, менторство, программы партнерства с мужчинами, целевые социальные инвестирования, создание политики по мерам поддержания семьи и возможности балансирования трудовой и личной жизни, а также регуляторные меры.

«Касательно последнего пункта, это квоты для женщин, закрепленные законодательством, они утверждены парламентами более чем 20 стран мира, - говорит Адалят Абдуманапова. - Но мы не хотим пока форсировать события в Казахстане, потому что сейчас эта идея будет выглядеть утопически и дискредитирует все направления. Сегодня женщинам, в первую очередь, нужно работать над своими навыками и профессионализмом, чтобы в перспективе создать контингент готовых кандидатов в советы директоров».

Диана Цой, руководитель партнерской программы Бюро МФЦА, основатель и национальный амбассадор Technovation Kazakhstan считает, что специализированные гендерные программы позволяют женщинам на ранних этапах проявить себя и участвовать в бизнесе наравне с мужчинами.

«Однако нам стоит задуматься над инклюзивностью бизнес-площадок. Насколько мы доносим информацию до тех женщин, которым это действительно необходимо, потому что зачастую на подобных мероприятиях присутствуют одни и те же бизнесвумен», - заметила Гаухар Нурша, директор Center for Teaching Excellence в AlmaU.

А сооснователь и CEO компании Nommi Алена Ткаченко утверждает, что в таких молодых сферах, как IT, женщины редко сталкиваются со стереотипами гендерного неравенства и даже наоборот могут извлечь из этого пользу. Поэтому сейчас необходимо создавать примеры удачного женского стартапа, чтобы в дальнейшем мотивировать и привлекать в эту отрасль женщин, уверена она.