16053
6 декабря 2019
Данияр Молдабеков, иллюстративное фото Светланы Ромашкиной

Стипендиад

Казахстанские студенты во Франции недовольны отношением министерства образования к себе

Стипендиад

Несколько казахстанских студентов, обучающихся во Франции, обратились в редакцию Vласти с жалобами на министерство образования и науки. Среди прочего они рассказали о задержках выплаты стипендий в рамках программы «Абай Верн», в которой участвует около ста казахстанцев.

Локомотив реформ – это вы, наша прекрасная молодежь! Будущее Казахстана в руках молодых людей, не проспите свой шанс, свою мечту. Мечты сбываются только у тех, кто хорошо учится и много трудится

Касым-Жомарт Токаев

Юлия Самофалова родилась в поселке Актау Карагандинской области, а в выпускных классах школы, которую окончила с отличием, увлеклась иностранными языками. С ними она и решила связать свою жизнь, поступив в КарГУ им. Букетова. Университет, как и школу, она окончила с отличием. Затем она поступила в магистратуру университета в Санкт-Петербурге, после чего решила продолжить академическую карьеру, подав документы на обучение во Франции.

«Изначально, - вспоминает она, - я хотела поступать во французскую докторантуру, но она имеет свои особенности. Чтобы туда поступить желательно закончить магистратуру во Франции. Поэтому решила начать с этого. И ни капли не жалею, потому что французская магистратура уровнем выше российской. По крайней мере, отличается от той, где я училась. Она предполагает больше научной работы, мы сотрудничаем с преподавателями, организуем научные конференции. С прошлого года я стала полноценным членом научного сообщества. И это действительно классно, когда ты пишешь научную статью или диссертацию, и делишься информацией со своими иностранными коллегами».

Все было бы хорошо, если бы год спустя, весной 2019-го, Самофалова, как и порядка сотни других казахстанцев, не решила воспользоваться стипендиальной программой «Абай Верн», разработанной министерством образования и науки Казахстана и министерством Европы и иностранных дел Франции.

Юлия Самофалова с матерью и красным дипломом

О программе казахстанская студентка узнала год назад, думая над тем, как вести научную деятельность, не переживая постоянно о заработке.

«В прошлом году, - говорит Юлия, - я училась и работала одновременно, что было достаточно сложно, потому что я занималась научными исследованиями. Они занимают много времени. И как-то случайно в одной из групп казахстанцев во Франции я узнала о программе «Абай Верн». Кликнула, прочитала информацию. Меня заинтересовало, потому что программа действительно интересная. Она кажется на первый взгляд крутой, поддерживает научные начинания своих граждан, не ограничивает сферу деятельности. Есть много программ для математиков и физиков, а для лингвистов таких программ нет. Это была первая программа, которая финансировала лингвистические исследования. Так как у меня достаточно хорошая успеваемость, я решила отправить досье на эту программу. В мае я собрала все документы, отправила на указанный электронный адрес. Результаты должны были прийти 1 июля».

Но 1 июля они не пришли, как и на следующий день. «Они пришли через неделю. Я очень обрадовалась, что прошла конкурсный отбор, потому что, как мне кажется, кандидатов на такую программу очень много. Это хорошая возможность проводить исследования в моей области и не зависеть от финансов», - подчеркнула Юлия.

с сайта culturfrance.kz

Финансовая независимость, которая могла бы позволить сосредоточиться на учебе, была гарантирована сертификатом, под которым стоит печать посольства Франции в Казахстане. В нем, среди прочего, говорится, что стипендии по программе «Абай-Верн» будут выделяться в рамках договоренностей между министерством Европы и иностранных дел Франции и министерством образования и науки Казахстана. «Студенты стипендиаты получают ежемесячно 800€ в течении 10 месяцев (сентябрь 2019 - июнь 2020 года) и социальную стипендию от французского правительства в размере 110€», - сказано в документе (есть в распоряжении Vласти).

На момент подачи заявки на эту программу Юлия Самофалова находилась во Франции, но позже, в июле, приехала на каникулы в Казахстан, чтобы повидать семью. «Тогда я уже начала думать о том, как вообще все это будет организованно. Потому что новых писем все не было. Я стала переживать, ведь время каникул ограниченно, а на учебу надо было возвращаться уже в августе. Я звонила в Campus France (Французское государственное агентство по продвижению французского высшего образования за рубежом и международной мобильности - V), который находится в Астане и Алматы. Они мне советовали оформить карточку любого казахстанского банка. На всякий случай, потому что они не знают, куда и как будут перечисляться деньги, какой будет договор, как все будет организованно. То есть в конце июля – начале августа они не владели вообще никакой информацией», - говорит Самофалова.

фото предоставлено Юлией Самофаловой

Примерно в это же время другая стипендиатка «Абай Верн» – и, как и Самофалова, отличница – озаботилась теми же вопросами. «Примерно в августе, когда мы начали подавать на визу, встал вопрос о деньгах: как платить за учебу, общежитие. Начали писать, они (министерство образования Казахстана – V) такие: сейчас документ на подписании, подождите, скоро все решится», - сказала Vласти Енлик Кенес, которая сейчас учится в Гренобле.

Тогда же, в августе, стипендиатам рекомендовали оформить карту любого казахстанского банка. «Еще в середине августа, до отъезда, сказали сделать карту какого-нибудь казахстанского банка. Я оформила себе Forte, потому что выбрала банк, который мне подходит по условиям – мультивалютные карты, все дела», - говорит Кенес.

На сайте culturfrance говорится, что «результаты конкурса будут объявлены 1 июля». Тем не менее, в Минобразования озаботились вопросом перевода стипендий только 18 сентября, то есть более чем два месяца спустя после того, как были объявлены результаты конкурса на получение стипендии. В этот день стипендиатам сообщили, что необходимо оформить карты только двух банков – Kaspi или Halyk, что заставило многих студентов, ранее оформивших карты других банков, потратить много времени и нервов.

«Добрый день дорогие студенты, - говорится в письме сотрудника МОН. Орфография, пунктуация и стиль сохранены, - просим в срочном порядке выслать скан версии счета Народного либо Каспи банка, т.к. МОН не может заключить со всеми банка Казахстана договор и это долгий процесс, поэтому прошу именно справки об открытии лицевого счета указанных банков и скан версии копии уд личности выслать мне на электр.адрес как можно быстрее, все в ваших интересах. Если нет счетов в данных банках то прошу выслать генер. доверенность родным через Посольство РК во Франции и открыть счет как можно быстрее».

В Минобразования отказались комментировать и эту переписку и ситуацию в целом без официального запроса, который Vласть направила, но в установленные законом сроки ответа на него не получила.

Обещанные 800 евро, пройдя несколько кругов банковской бюрократии, студенты получили в конце сентября. После чего им сказали, что стипендии они будут получать в конце каждого месяца. Кроме того, со студентов потребовали писать ежемесячные отчеты об их успеваемости.

«В октябре мы получаем наши деньги, но на 150 евро меньше, то есть получили 650, а должны были 800», - сообщил Vласти другой стипендиат программы «Абай Верн» Чингисхан Толеубаев.

Студенты, подключив родственников, пытались получить разъяснения от министерства образования. Там, по словам Толеубаева, им ответили, что «МОН передал это дело министерству финансов, а они в свою очередь удержали за два месяца (сентябрь-октябрь) налог на стипендию».

«Как оказалось, - добавил Толеубаев, - в законе есть некий пункт, что если стипендия оплачивается государством, то он облагается налогом, кроме стипендии Болашак. Однако тут есть одно «но». Наша программа запустилась во второй раз, год назад таких удержаний не было, мы интересовались у ребят, кто учился год назад. В условиях не было оговорено ни одного слова об удержаниях. На каких основаниях они без предупреждения (что МОН, что Минфин) имеют законное право удерживать наши деньги без какого либо предупреждения?!»

фото предоставлено Чингисханом Толеубаевым

Студенты связались с послом Франции в Казахстане Филиппом Мартинэ. «Он сказал, что он не в курсе про налог, что его не поставили в известность. Он был одним из тех людей, которые придумали эту программу совместно с казахстанской стороной, и он был не в курсе, что есть налог. Министерство образования не поставило своих партнеров в известность о том, что налог существует. И больше никакой информации. Его просто списали во второй месяц нашего пребывания во Франции», - сказала Самофалова.

В распоряжении Vласти есть скриншот электронного письма Мартинэ, которое, судя по всему, он написал 6 ноября: «Дорогие Студенты! Я получил ваше сообщение. Я сожалею об этой ситуации, о которой я узнал из сообщения. Мы будем запрашивать объяснений у Министерства образования. Мы очень огорчены по поводу ваших затруднений. Вы не будете сожалеть о вашем выборе учебы во Франции. Мы будем вас информировать по результатам наших запросов. С дружеским участием и мужества вам, Филипп Мартинэ».

Два дня спустя, 8 ноября, другой сотрудник посольства – рангом ниже Мартинэ – написал, что «посольство готовит ноту в адрес МОН РК по данному вопросу»

По словам Юлии Самофаловой, некоторые студенты не только писали, но и звонили во французское посольство. «Там им сказали по телефону, что будут разбираться, и они не были в курсе про налоги. Но на данный момент ситуация с места не сдвинулась», - сказала Самофалова.