Всемирная организация здравоохранения отмечает, что от аллергических заболеваний по страдает почти треть всех жителей планеты. В 2018 году, как ответили в департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг портале Tengrinews, в Алматы было зарегистрировано 40 198 случаев заболевания аллергией, а за 8 месяцев 2019 года – 21 598 случаев. Наиболее часто встречаются заболевания кожных покровов, дыхательных путей и аллергической крапивницы.
Анастасия Ковалева уже 20 лет работает переводчицей-синхронисткой на фрилансе, свободное время она проводит со своей семьей, а также занимается поэзией и проводит творческие вечера. Она старается мыслить позитивно и не думать о плохом, однако с подросткового возраста этому мешает аллергия. Заболевание на время прошло во время беременности, но спустя несколько лет после родов вернулось. Сын Анастасии - аллергик с рождения.
«Когда я была подростком, в старших классах, все время простывала. Были симптомы обычной простуды или гриппа: насморк, слезы, сопли, кашель, чихи. Причем с сентября до марта. Мы думали, что у меня слабый иммунитет. При этом традиционный аспирин никогда не помогал. Как-то при случае мы обратились к бабушке-знахарке, мама ей пожаловалась, что я постоянно болею. Бабушка сказала, что это не простуда, а самая обычная аллергия. «Да ладно? Откуда у нас аллергия? Ни у кого в роду не было аллергии». Я выпила таблетку от аллергии и все прошло. Мой организм был просто счастлив. 25 лет назад аллергия еще не была так распространена, как сейчас. Это сейчас от нее страдает каждый», – рассказывает Анастасия.
Аллергические реакции у женщины случаются на сырость, прелую листву, резкие запахи, строительные материалы, одну из марок семечек, табак, солнце и холод, а особенно часто – на кондиционеры. Наиболее часто приступы случаются с осени до весны, Анастасия связывает эту периодичность с экологической обстановкой в Алматы, однако верит, что аллергия – психосоматическое заболевание: «Когда у меня в жизни случается какой-то стресс, когда я не принимаю ситуацию – расстроилась, разозлилась, обиделась – чем сильнее эмоция, тем сильнее меня накроет. Бывает аллергия как крапивница, когда начинаешь чесаться. У меня был очень неприятный период в жизни и я вся покрывалась сыпью, пока не поняла, что это мое неприятие. Сейчас, если я начинаю возмущаться, то тоже начинаю чесаться, но все-таки стараюсь контролировать свои эмоции».
Главная проблема аллергии, по словам женщины, в том, что ее очень тяжело отличить от простудных и вирусных заболеваний. Симптомы схожи, поэтому Анастасии приходится отслеживать свое состояние по принятым препаратам: если таблетка от аллергии не помогла, то нужно начинать лечить простуду. В больницу Анастасия не обращается, потому что врачи тут же выписывают антибиотики, которые в семье стараются принимать только при острой необходимости.
«Мы никогда не обращались к врачам с аллергией. Наверное, потому что я не воспринимаю всерьез это состояние. В больницу я пойду только тогда, когда сама не смогу справиться. Я знаю, что можно пойти, выяснить, конкретно на что аллергия и прописать лечение, но не верю в эффективность такого лечения. Если меня когда-то лечили, то делали только хуже. Перед Новым годом мы с сыном заболели, тут же подключилась аллергия, за неделю вылечиться не смогли, поэтому я пошла в китайский центр. Нам прописали несколько препаратов, просто чтобы облегчить кашель и насморк, потому что это был и вирус, и аллергия», – делится женщина.
Помимо классических симптомов, у сына Анастасии аллергия часто проявляется гнойной ангиной, которая проходит спустя несколько дней после приема антигистаминных препаратов, и высокой температурой. При этом аллергическую реакцию у него вызывает даже парацетамол, которым принято снижать температуру при простудных заболеваниях. Знакомые врачи порекомендовали женщине ни в коем случае не давать ребенку парацетамол, потому что в любой момент у него может случиться отек Квинке.
Сегодня приступы у Анастасии случаются реже, чем несколько лет назад. Она подобрала для себя действенные таблетки, а также борется с аллергией при помощи голодания. Если женщина замечает у себя аллергическую реакцию, то весь следующий день она проводит без еды, но от воды не отказывается. Обычно к вечеру от аллергии не остается ни следа.
«В помещениях, где я работаю, обычно всегда есть кондиционер и от него никуда не деться. Два-три дня отработал и следующие несколько - лечишься от кашля, забитого носа и чихания. Но я легче переношу простуду, чем аллергию. При аллергии состояние очень странное и очень тяжелое. Для меня первый симптом аллергии – сильное жжение в горле, будто огнем горит. При простуде болит немного по-другому».
Четыре года Анастасия с семьей жила в Санкт-Петербурге, где аллергии не было вообще, несмотря на высокую влажность. После возвращения в Алматы из-за смога приступы возобновились. Сама женщина отмечает, что была во многих городах мира и нигде не чувствовала такого воздуха: «Я планировала переехать в другую страну в большей степени из-за аллергии. Для сына и для себя единственный вариант – это смена места жительства, но сейчас технически это невозможно. Одну попытку мы уже сделали, это был непростой опыт. В пригороде жить - не вариант из-за работы и школы, но и то у нас чистый воздух очень далеко от города. Когда ты находишься в Алматы – тут малоэффективно любое лечение. Нужно убрать первоисточник болезни, а он, в первую очередь, в воздухе. Нам просто нужно следить за иммунитетом и максимально себе помогать».
Комментирует Забира Оразалиева, консультант группы управления проектом Всемирного Банка:
Самолечение - это далеко не лучший путь, а во многих случаях оно может быть даже опасным. Как и в любой сфере жизни, лучше обратиться к за помощью к профессионалам.
Анастасия не хочет обращаться к врачам, потому что считает, что они сразу же прописывают антибиотики, но это, конечно, не так. При этом героиня отмечает, что в семье они иногда принимают антибиотики, а это в корне неверная практика. Назначить подобные препараты может только врач. Более того, прием лекарств без рецепта может вызвать тяжелейшие аллергические реакции.
В Казахстане всем доступна бесплатная первичная медико-санитарная помощь. То есть, если вы придете в поликлинику, вас примет врач общей практики, при необходимости назначит базовые анализы или направит к профильному специалисту.
Для ребенка Анастасии в рамках обязательного социального медицинского страхования доступны бесплатные препараты для лечения аллергии. Но опять-таки - по рецепту от врача. Все дети до 18 лет, к слову, застрахованы за счет государства, и имеют право на получение необходимой медицинской помощи.
Рекомендация Таира Нурпеисова, руководителя Республиканского аллергологического центра, главного аллерголога Казахстана и Алматы, доктора медицинских наук:
Если заболевание угрожает жизни и пациент нуждается в экстренной помощи, нужно вызвать бригаду скорой медицинской помощи, а после того, как угроза минует, необходимо обратиться к врачу-аллергологу, который решит, нужно ли дополнительное обследование, сделает назначения. Сдаются аллерготесты, при необходимости и другие анализы. По результатам корректируется лечение и профилактика.
Необходимо периодически наблюдаться у аллерголога и проходить курс аллерген специфической иммунотерапии (АСИТ) для лечения самой аллергии.
Поддержите журналистику, которой доверяют.