31509
27 марта 2020
Фотографии издательства «Алматыкiтап»

Какие есть решения для дистанционного обучения школьников?

Издательство «Алматыкiтап» давно разработало серию электронных учебников и платформу для них

Какие есть решения для дистанционного обучения школьников?

Пандемия коронавируса, разрастающаяся в мире, нарушила привычный уклад жизни и в Казахстане. Среди многочисленных изменений – и переход на дистанционное обучение школьников после каникул. Как это будет происходить? Какие технологии могут использовать казахстанские учителя дляорганизации полноценного учебного процесса? На эти вопросы отвечает один из пионеров цифровизации образования в стране - руководитель издательства «Алматыкiтап» Элеонора Баталова.

Элеонора Нигметовна, ваше издательство разрабатывает цифровые учебники с 2017 года, верно?

Да. Мы начали этот проект в 2017 году. Тогда елбасы Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании народу Казахстана озвучил программу по немедленной цифровизации страны и, как всегда, оказался дальновидным! Не начни мы цифровизацию с себя, не успели бы подготовить для сегодняшних школьников уникальную библиотеку цифровых учебников. Сегодня, когда коронавирус запер в домах население целых стран, когда закрыты школы по всему Казахстану, только цифровые образовательные технологии смогут помочь учителям и ученикам не выпасть из учебного процесса.

А что представляют собой ваши цифровые учебники?

Цифровой учебник - это тот же самый бумажный учебник - только информации в нем много больше. В книжку, из-за ограниченности ее размера, невозможно вставить много текста, а также добавить музыку, видео, интерактивные задания. Цифровой учебник все это содержит. Содержание учебника полностью соответствует программе, только существенно расширено. И это очень нравится ученикам. Представьте, что во время урока по истории Казахстана, к примеру, можно посмотреть отрывок из фильма "Казахское ханство" или на уроке математики решать задачу и видеть вживую, как наполняется пресловутый бассейн из нее. А если ребенок боится выходить к доске, электронный учебник для него - прекрасный выход из положения.

Учителя тоже получают замечательные цифровые инструменты. Они в реальном времени могут видеть - кто из учеников и как работает над домашним заданием. Могут "проверять тетради" онлайн, с любого устройства (планшета, смартфона, лэптопа) и наблюдать прогресс каждого ученика. Я думаю, что после вынужденной цифровой четвертой четверти педагоги оценят преимущества электронного образования.

В прошлом учебном году мы протестировали наши учебники в пилотных школах. Тысяча учеников и 350 учителей приняли участие в тестировании. По отзывам, у детей существенно повысилось желание учиться. Им наконец стало интересно!

Ваши специалисты самостоятельно разработали эти учебники?

Мы решили не изобретать велосипед и взяли за основу эстонскую платформу Opiq. Почему Эстония? Эта маленькая страна признана лидером по цифровизации в Европейском Союзе! Электронные учебники Opiq эстонские педагоги используют в своей практике уже много лет. Еще в 2016 году министр образования презентовал единую для всей страны платформу "Электронного портфеля" на базе "Образовательного облака".

Сегодня эстонские школьники демонстрируют лучшие результаты в образовательных рейтингах среди стран ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития, куда входят 36 самых развитых стран мира, включая США, Японию, Австралию, страны Европы). Примечательно, что эстонские образовательные технологии сегодня внедряются в Финляндии и Сингапуре.

Нам очень понравился подход эстонского издательства в разработке электронных учебников. Они запустили не просто PDF-версии бумажных учебников, а внедрили настоящие электронные книги: с мультимедийным материалом, с возможностью работы из любой точки мира. Для их использования не нужно устанавливать дополнительное приложение – просто заходи на сайт и работай на любом гаджете: ноутбуке или смартфоне. Главное – такие учебники интуитивно понятны для каждого: и ребенка, и родителя, и учителя.

Вдохновившись успехами эстонцев, мы на их технологической базе создали свой ресурс opiq.kz. Сегодня там собрано 75 учебников на русском и казахском языках. Причем это не только наши учебники, но и других издательств. Мы работаем над тем, чтобы opiq.kz стал тем самым цифровым портфелем для казахстанских школьников.

Наверняка, такую отличную инициативу поддерживает министерство образования.

Это не совсем так. Хочу подчеркнуть, что создание платформы мы финансировали сами, без привлечения государственных средств. Наши электронные учебники уникальны - это полные аналоги бумажных, при этом они дополнены интерактивными и мультимедийными материалами. Такого до нас в Казахстане никто не делал. Когда мы подготовили учебники, то, согласно процедуре, направили их на экспертизу в министерство образования и науки - для включения в список разрешенных к использованию в организациях образования. Каково же было наше удивление, когда некоторые электронные учебники, бумажные аналоги которых разрешены к использованию, не прошли экспертизу, по причине незначительных ошибок, которые были исправлены в электронных изданиях в течение двух дней! Мы еще 16 марта направили в министерство письмо с просьбой рассмотреть повторно те электронные издания, которые имеют бумажную версию, прошедшую все этапы экспертизы. Ответа нет до сих пор. Видимо, в министерстве образования и науки Казахстана - карантин.

Руководитель издательства «Алматыкiтап» Элеонора Баталова

А какова реакция пользователей?

Людям opiq.kz нравится. За последние три месяца база активных пользователей выросла в два раза и сегодня приближается к миллиону. В социальных сетях учителя и ученики делятся опытом работы на нашей платформе, мы получаем большое количество откликов от наших пользователей. И самое главное - поскольку платформа цифровая - мы можем очень быстро реагировать на любые комментарии и улучшать наш продукт.

Сколько стоит использование opiq.kz?

Ресурс сегодня бесплатный. Я считаю - это мой гражданский долг - предоставить нашим детям и учителям возможность спокойно и продуктивно учиться. Особенно в такой сложный период как пандемия коронавируса.