Фото: Оле Мартин Уолд

Одни из крупнейших в мире мошенников и их партнер из Казахстана купили недвижимость в Дубае

Казахстанцы, поверившие в мошенническую схему OneCoin, до сих пор не вернули вложенные деньги

Одни из крупнейших в мире мошенников и их партнер из Казахстана купили недвижимость в Дубае

Паоло Сорбелло, Ольга Логинова, Власть

Эта статья адаптирована из расследования OCCRP и дополнена Властью.

Осы мақаланың қазақша нұсқасын оқыңыз.

Read this article in English.

В апреле 2017 года Дильбар Мирсаитова была помещена под домашний арест по подозрению в мошенничестве в Казахстане. Ее обвинили в незаконном получении не менее 2,2 млрд тенге (на тот момент около $7 млн) от инвестировавших в аферу OneCoin.

На тот момент ей были предъявлены серьезные обвинения:

«Установлено, что Мирсаитова Д.К. и другие лица наладили обширную сеть активистов компании, действующих во всех регионах страны, которые путем обмана вводили вкладчиков в заблуждение, представляясь независимыми маркетинговыми партнерами болгарской компании OneLife, рекламировали исключительность реализуемой ими так называемой криптовалюты OneCoin».

Однако через несколько дней Мирсаитова начала снова делать публикации на своей странице в Facebook, что свидетельствовало о ее освобождении из-под ареста.

Департамент экономических расследований сообщил в ответ на запрос Власти, что расследование по делу о мошенничестве OneLife закрыто. OneLife – это компания, создавшая «виртуальную валюту» OneCoin.

​​Несколько видеороликов на YouTube и постов в социальных сетях связывают Мирсаитову с участием в глобальной финансовой пирамиде, в которой инвесторы вкладывали деньги в виртуальную валюту, которая на самом деле не была подкреплена блокчейном и привела к масштабному мошенничеству.

Мирсаитова на выставке OneLife в Киеве, Украина, в апреле 2017. Скриншот с Youtube.

Жертвы аферы в Казахстане пытались подать в суд на Мирсаитову и некоторых ее предполагаемых сообщников в 2019 году, но безрезультатно. Открытое обращение 2021 года показывает, что их попытки вернуть вложенные деньги остались без внимания и не смогли сдвинуться с мертвой точки.

С тех пор как с нее были сняты обвинения, Мирсаитова периодически путешествовала в Дубаи, свидетельствуют ее аккаунты в соцсетях.

Согласно утечке данных расследовательского проекта #DubaiUnlocked, как минимум с 2020 года Мирсаитова владела квартирой стоимостью $123 тыс. в Sky Bay, «четырехзвездочном лайфстайл-отеле» в Дубае. Мирсаитова, родом из Шымкента, до сих пор владеет квартирой в Sky Bay.

Хотя неясно, когда именно она приобрела квартиру в Дубае, ее связи с Ружей Игнатовой, предполагаемым организатором аферы OneCoin, очевидны. А у Игнатовой, которую в документальном фильме BBC назвали "криптокоролевой", тоже много связей в Дубае.

Мирсаитова вместе с Игнатовой (слева) на фоне лого OneCoin в августе 2016. Фото со страницы Мирсаитовой в Facebook.

Мошенничество, которого можно было избежать

На пике ажиотажа вокруг блокчейна Игнатова и Фрэнк Шнайдер, бывший офицер разведки Люксембурга, работали вместе над OneCoin. В 2019 году в Нью-Йорке Шнайдеру были предъявлены обвинения в сговоре с целью совершения мошенничества и отмывания денег за его участие в OneCoin. Однако о существовании дела против него стало известно только в апреле 2021 года, когда он был задержан во Франции для экстрадиции в США.

И Шнайдер, и Игнатова приобрели элитную недвижимость в Дубае, показало расследование #DubaiUnlocked. Первый владел квартирой стоимостью $2 млн с 2018 года, а вторая купила пентхаус в 2015 году в том же элитном районе. На момент продажи этой недвижимости им уже были предъявлены обвинения в уголовных преступлениях после краха OneCoin, что ставит под сомнение соблюдение в Дубае правил борьбы с отмыванием денег.

Игнатова и Шнайдер смогли осуществить сделки с недвижимостью, несмотря на действующий с 2019 года закон Объединенных Арабских Эмиратов, который обязывает риелторов проверять данные покупателей и продавцов недвижимости и сообщать властям о любых подозрительных сделках.

Игнатова приобрела свою квартиру площадью 500 квадратных метров через подставную компанию. Документ о праве собственности, полученный партнером OCCRP, Paper Trail Media, показывает, что компания продала недвижимость в декабре 2019 года, к тому времени Игнатова была объявлена в розыск прокуратурой Нью-Йорка – и, возможно, даже мертва.

Шнайдер был уже задержан, когда его квартира на Palm Jumeirah была продана за $2,3 млн в январе 2022-го.

К моменту продажи имущества катастрофа OneCoin уже была хорошо известна. В многочисленных сообщениях СМИ жертвы подробно описывали, как Игнатова обманула их, заставив купить ее фальшивую криптовалюту.

Александр Йерсли, управляющий директор эдинбургской компании Martello Risk, которая проводила финансовые расследования и судебные экспертизы в Дубае, говорит, что отсутствие контроля за исполнением законов помогло ОАЭ заработать репутацию безопасного места, где можно спрятать доходы от преступной деятельности.

«Фактически, регулирование – если это можно назвать регулированием – невероятно легкое. Вам буквально сходит с рук все, что вы хотите, – говорит Йерсли. – Если цена правильная, политика их не волнует».

Официальные лица ОАЭ – в том числе из министерств внутренних дел, экономики и юстиции, и полиция Дубая не ответили на подробные вопросы репортеров, участвующих в проекте #DubaiUnlocked, о продаже недвижимости, принадлежащей Игнатовой и Шнайдеру.

Великий побег

Шнайдер так и не был экстрадирован в США. В мае 2023 года он совершил дерзкий побег из-под домашнего ареста и исчез.

Представитель ФБР сообщил OCCRP, что Шнайдер «по-прежнему находится в бегах». Но журналисты обнаружили новые улики, связывающие Шнайдера с Индонезией, у которой нет договора об экстрадиции с США.

Игнатова тоже бесследно исчезла. Хотя болгарский медиапартнер OCCRP, издание Bird, в феврале 2023 года сообщила, что Игнатова, скорее всего, была убита, ее смерть так до сих пор не подтверждена. В 2022 году ФБР объявило Игнатову, родившуюся в Болгарии и ставшую гражданкой Германии, одной из самых разыскиваемых преступниц.

Представитель ФБР сообщил по электронной почте, что агентство «знает, что СМИ сообщали о смерти Ружи Игнатовой, однако до тех пор, пока нет документальных доказательств ее смерти, ФБР считает Игнатову живой, и она остается в списке 10 самых разыскиваемых преступников ФБР».

Нынешний фотоснимок Игнатовой со страницы с объявлением о розыске ФБР. Источник: fbi.gov

Тем временем со-основатель OneCoin, Карл Себастьян Гринвуд, признал себя виновным в мошенничестве и отмывании денег. В сентябре 2023 года его приговорили к 20 годам тюрьмы и оштрафовали на $300 млн.

Когда OneCoin появился в 2014 году, Гринвуд и Игнатова превозносили его как криптовалюту, способную соперничать с пользовавшимся диким успехом биткоином. Но все это было ложью.

«В отличие от законных криптовалют, OneCoin не имела реальной стоимости и с самого начала была задумана Гринвудом и Игнатовой как мошенничество», - говорится в заявлении прокуратуры Южного округа Нью-Йорка при вынесении приговора Гринвуду.

Обман включал в себя имитацию транзакций с помощью фальшивого блокчейна, который должен был функционировать как «цифровой реестр, идентифицирующий OneCoin и регистрирующий исторические транзакции», - заявили прокуроры. Они добавили, что «на самом деле у OneCoin не было настоящего блокчейна».

По меньшей мере 3,5 миллиона человек по всему миру, включая Казахстан, купились на мечту о OneCoin. Почти для всех из них инвестиции стали кошмаром.