6383
3 сентября 2025
фото kgsolution.kz

Защита рабочих — путь к увольнению

Юрист, ранее защищавший интересы работодателя, столкнулся с давлением после перехода на сторону работников

Защита рабочих — путь к увольнению

Read this article in English.

Айнур Сапарова, специально для «Власти»

В конце 2024 года юрист Кадырбек Табылдиев, вставший на сторону незаконно уволенных работников, лишился работы в ТОО «KazGlobalSolution». Их увольнения начались после того, как они выдвинули требования по улучшению условий труда, одним из которых была выплата надбавки за работу на вредном производстве.

Профсоюз помог уволенным добиться восстановления на рабочем месте, после чего рабочие сами решили уйти из компании, а с некоторыми продлять трудовой договор отказалось руководство KazGlobalSolution.

В середине января 2025 года Табылдиев, пытаясь защитить себя, подал против компании иск. В конце марта суд первой инстанции признал увольнение юриста незаконным, однако история далека от завершения.

В середине июля KazGlobalSolution подала апелляционную жалобу, выразив несогласие с восстановлением Табылдиева на работе, взысканием компенсации морального вреда, а также начислением пени за задержку выплаты заработной платы за полгода.

В Отраслевом профсоюзе машиностроителей, представляющем интересы уволенных работников и Табылдиева, отмечают, что в центре продолжающегося трудового конфликта — не просто разногласия между работниками и работодателем, а противодействие KazGlobalSolution деятельности профсоюза, вставшего на защиту прав и социальных гарантий работников.

Давление, угрозы и увольнение

ТОО «KazGlobalSolution» было зарегистрировано в 2003 году. Оно специализируется на строительстве нефтегазовых магистральных трубопроводов и предоставлении услуг, способствующих добыче нефти и газа. С 26 июня 2024 года компанию возглавляет Чапа Чаглар, а ее учредителем является Телжан Балжигитов — брат депутата маслихата Атырауской области Сейтжана Балжигитова.

В прошлом компания часто становилась фигурантом судебных разбирательств. По данным системы Adata, она участвовала в 39 гражданских и 3 административных делах, большинство из которых связаны с нарушениями трудового законодательства.

Кадырбек Табылдиев начал работу в KazGlobalSolution 20 мая 2024 года как ведущий юридический консультант, а 1 июля был назначен начальником юридического отдела. На тот момент в компании трудилось около 1600 человек, в основном вахтовики на месторождениях Тенгиз и Карабатан.

фото Ақ Жайық

Большая часть сотрудников ранее работала в ТОО «Юсс Супорт Сервисез». В 2023 году компания проиграла тендер и её функции по сервисному обслуживанию передали новым подрядчикам — Caspian Offshore Construction Realty, GisKashagan и KazGlobalSolution. С каждой из этих организаций «Тенгизшевройл», оператор Тенгиза, заключил пятилетние контракты.

Когда компаниям не удается выиграть тендер, их работники зачастую переходят на работу в фирмы, которые получают контракты от операторов. Часто бывает так, что эти новые предприятия имеют схожую структуру собственности с предшественниками. Однако этого не произошло в случае с KazGlobalSolution.

Когда Табылдиева приняли на работу, ему поручили защищать интересы компании в трудовых спорах, связанных с профсоюзной деятельностью. Сегодня Табылдиев вынужден отстаивать в суде собственные трудовые права, хотя ещё год назад он представлял интересы работодателя.

Конфликт произошел после того, как работники KazGlobalSolution выступили с требованиями соблюдать трудовое законодательство, выплачивать надбавку за вредные условия труда, покрывать командировочные расходы, а также поддерживать профсоюзные инициативы.

Компания отказалась выполнять требования и в ответ уволила часть сотрудников. Часть увольнений, помимо прочего, объяснялась тем, что рабочие являются членами профсоюза.

Рабочие обратились к Табылдиеву за помощью в августе 2024 года. Сотрудники задавали ему вопросы: почему нас сразу увольняют за то, что мы попросили положенную надбавку? Почему нам неправильно начислили заработную плату?

В ответ Табылдиев начал прямые переговоры с генеральным директором, однако Чаглар потребовал, чтобы юрист не вмешивался в трудовые вопросы. После этого Табылдиев обратился к учредителю компании, но ему ответили, что подобные вопросы он должен решать с генеральным директором. Обращение к владельцу бизнеса вызвало резкое недовольство Чаглара.

В результате Табылдиев решил подать иск в суд, а также направил обращения в КНБ, прокуратуру и другие компетентные органы. По словам юриста, все они в начале января 2025 года были перенаправлены в департамент комитета государственной инспекции труда по Атырауской области.

фото kgsolution.kz

В 2023 году Отраслевой профсоюз машиностроителей в первый раз обратился в госинспекцию по фактам несоблюдения KazGlobalSolution порядка аттестации рабочих мест, незаконных увольнений работников и нарушения положений отраслевого соглашения. Тогда ведомство не установило каких-либо нарушений.

Не согласившись с таким решением, профсоюз обратился с жалобой в адрес акима Атырауской области на бездействие инспекции труда. Но и она осталась без рассмотрения.

«Областной акимат оставил все жалобы работников на действия инспекции без рассмотрения и заслушивания. Впоследствии профсоюз был вынужден обратиться в гражданские суды. По одному из дел бездействие акима области было признано незаконным», — добавил представитель профсоюза в разговоре с «Властью».

Параллельно с жалобами в акимат профсоюз подал иски в гражданские суды. Итогом судебных разбирательств стали три проверки, которые в конце ноября 2024 года провела госинспекция. Как сообщил сотрудник департамента госинспекции труда Атырауской области Денис Ким, по их итогам на KazGlobalSolution были наложены штрафы за нарушения прав работников на общую сумму около 2 млн тенге.

По словам Табылдиева, встав вместе с профсоюзом на защиту прав работников, он столкнулся с давлением со стороны работодателя: «После того как госинспекция оштрафовала работодателя, начались массовые увольнения. Меня обвиняли в том, что я подогреваю конфликт, хотя я лишь выполнял свою работу».

В декабре 2024 года, когда давление и угрозы усилились, Табылдиев вступил в профсоюз машиностроителей, входящий в состав Федерации профсоюзов Казахстана. После этого руководство KazGlobalSolution стало добиваться увольнения главы юротдела.

«После того как я вступил в профсоюз, давление усилилось. Меня начали принуждать к увольнению, угрожали, ссылаясь на сведения о моей семье, месте жительства и детях», — рассказал Табылдиев.

Опасаясь за семью, юрист подчинился. Табылдиев написал заявление об увольнении 11 декабря 2024 года, но почти сразу же отозвал его. Директор KazGlobalSolution заявление об увольнении принял, а факт отзыва заявления проигнорировал. Компания также отказалась от урегулирования ситуации с профсоюзом. А уже 14 января 2025 года юрист подал иск о восстановлении на работе.

«Действия работодателя — отказ от взаимодействия с профсоюзом и игнорирование требований законодательства — нарушают гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Казахстана, а также ратифицированными страной конвенциями Международной организации труда. Это является прямым вмешательством в деятельность независимого объединения работников и нарушением принципа свободы объединения», — говорит председатель Отраслевого профсоюза машиностроителей Толеген Казангапов.

фото kgsolution.kz

В конце марта 2025 года Атырауский городской суд частично удовлетворил иск, поданный профсоюзом машиностроителей в интересах Табылдиева. Суд признал его увольнение незаконным, обязав работодателя восстановить юриста в должности и выплатить компенсации на общую сумму порядка 6 млн тенге.

Юрист компании Олег Поленин в мессенджере WhatsApp на вопросы касательно обвинений по оказанию давления и несогласия с решением суда первой инстанции ответил коротко: «Не имею права обсуждать детали дела с третьими лицами».

В KazGlobalSolution также не дали других комментариев в ответ на запрос «Власти».

Все рабочие, состоявшие в профсоюзе машиностроителей, добились признания своих увольнений незаконными в Жылыойском районном суде еще в 2024 году. Кто-то из них был восстановлен на рабочем месте, а кто-то получил компенсацию за время вынужденного прогула.

По словам Табылдиева, почти все восстановленные сотрудники впоследствии уволились сами. Последним оставался один из членов профсоюза — его уволили в начале ноября 2024 года, не продлив трудовой договор. В суд он не обращался.

Сам Табылдиев не вернулся в компанию — он уже устроился на другую работу. Тем не менее представители KazGlobalSolution попытались вернуть его в штат и потребовали подписать расписку об отказе от претензий и апелляции. Но юрист отказался.

«Мне звонил бывший начальник юридического отдела и просил забрать иск. Сказал, что всё уже отменили, но при этом он просил не вызывать в суд ни одного из свидетелей, а также чтобы я отказался от иска», — говорит Табылдиев.

По словам юриста, его увольнение — часть стратегии давления на профсоюз. Он утверждает, что в компании существовал «чёрный список» сотрудников, связанных с профсоюзом. Таких работников увольняли под формальными предлогами или не продлевали с ними контракты.

Казангапов отмечает, что среди работодателей и властей устоялся стереотип о том, что действия профсоюзов направлены на дестабилизацию, а не восстановление правопорядка в трудовых отношениях. По его словам, профсоюзы — это институт социального партнерства, который снижает конфликтность между работниками и работодателями.

протесты нефтяников в Астане, фото Жанары Каримовой

«Однако положительные эффекты возможны лишь при отказе от игнорирования требований трудового законодательства и демонстрации уважения к институту профсоюзов. В противном случае мы имеем дело не просто с трудовым спором, а с системным подрывом основ правового государства в сфере труда», — говорит он.

28 апреля KazGlobalSolution подала апелляцию на решение суда первой инстанции по иску Табылдиева. В компании не стали комментировать трудовой конфликт с рабочими и юристом.

17 июля суд Атырауской области удовлетворил апелляционную жалобу KazGlobalSolution, признав увольнение Табылдиева законным. В связи с этим юриста обязали вернуть компании 1,8 млн тенге, ранее выплаченных за вынужденный прогул. В то же время решение о компенсации морального вреда (в размере 100 тыс. тенге) и представительских расходов профсоюза (350 тыс. тенге) оставлено без изменений, а пеня за удержание заработной платы снижена с 3,8 млн тенге до 10 407 тенге.

Табылдиев выразил недоумение в связи с решением суда: признав увольнение законным, судья не отменил компенсацию за моральный вред. Кроме того, пеня за удержание заработной платы была рассчитана судом по некорректной формуле.

«Когда я спросил у судьи, почему удовлетворяется моральный вред, мне ответили: “Ты два месяца находился без работы, потому что был незаконно уволен”. Но ведь сам суд признал увольнение законным. Это противоречие, — заметил юрист. — Но я намерен [защищать себя] до конца — вплоть до Верховного суда, если потребуется».