13868
20 апреля 2023
Дмитрий Мазоренко, фото akorda.kz

Государство не для всех, а для избранных

Поддерживая крупный бизнес, государство обещает улучшить
материальное положение людей, но в реальности только осложнит его

Государство не для всех, а для избранных

Выступая на заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев традиционно заявил, что Казахстану необходимо перейти к «реальной рыночной экономике». Он подчеркнул, что только с помощью нее можно обеспечить базовые нужды населения. Однако за риторикой повышения социального благополучия лежит план поддержки крупных предпринимателей, который ухудшит материальное положение граждан.

Столкнувшись с отсутствием легитимности после январских событий, руководство страны принялось обещать бизнесменам и населению изменения, которые каждая из этих групп хотела бы от него видеть. Гражданам − повышение зарплат и улучшение социальной политики, а бизнес-элитам − снижение обязательств перед обществом и меньшее государственное регулирование.

Однако требования граждан изначально противоречат интересам крупных предпринимателей. Социальные реформы потребуют от государства существенно увеличить размер минимальной заработной платы и налоговую нагрузку на бизнес. Тогда как предприниматели заинтересованы в заморозке зарплат и снижении налогов.

Граждане часто сопротивляются ухудшению материальных условий, впрочем, государству почти всегда удается подавить их протесты силой. Но заглушать требования класса предпринимателей они не могут, поскольку это обернется увеличением оттока капитала из страны и нанесет большой урон государственным финансам.

Поэтому государство выбирает движение в сторону крупных предпринимателей.

В конце 2022 года власти отреагировали на запрос некоторых бизнесменов и увеличили тарифы на коммунальные услуги. Предприниматели обосновали необходимость этого шага тем, что им нужно инвестировать в инфраструктуру, чтобы снизить ее износ. А низкие тарифы не позволяют этого сделать.

После парламентских выборов 2023 года государство откликнулось на просьбу других бизнесменов, согласившись повысить цены и на топливо. Объяснение было таким: предприниматели отказываются продавать продукцию на местном рынке из-за более высоких цен в соседних странах, в результате чего на казахстанских заправках образуется дефицит.

Однако никто не объяснил почему государство должно спасать столь влиятельных бизнесменов в ущерб обществу. При том, что многие годы они получают государственные субсидии, призванные компенсировать разницу между отпускными и рыночными ценами на их продукцию.

С помощью лоббистов из числа журналистов и экспертов, класс крупных предпринимателей уже давно навязывает обществу идею о том, что именно социальная политика государства, в том числе субсидирование для снижения цен, создает ситуацию экономического кризиса. И единственный выход из нее − отменить государственное регулирование бизнеса, чтобы дать ему беспрепятственно зарабатывать и, якобы, инвестировать.

Но правда в том, что именно дерегулирование провоцирует кризис. Взлет цен на коммунальные услуги и топливо ускорит рост стоимости и без того дорожающей потребительской корзины. Причем увеличение доходов не сможет перекрыть этот скачок цен, поскольку у предпринимателей нет мотивации повышать зарплаты дальше. В это же время состояние части богатейшей прослойки бизнесменов продолжит расти, поскольку люди не могут отказаться от базовых потребностей.

Широкие массы неизбежно станут требовать большей социальной защиты, а класс крупных предпринимателей — сопротивляться этому. И чем сильнее будет противоборство между ними, тем больше вопросов появится к легитимности властей, которые не перестают принимать решения в интересах бизнеса.