25439
30 января 2020
Текст Данияра Молдабекова, иллюстрации Айгуль Нурбулатовой

Вся элитная рать

Как скандал с сыном бывшего вице-президента США связан с Казахстаном?

Вся элитная рать

В прошлом году в США разгорелся скандал, связанный с сыном бывшего вице-президента США Джо Байдена, который был независимым директором в украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings. Эта история привела к началу процедуры импичмента нынешнего американского президента Дональда Трампа. Vласть исследовала, как история связана с Казахстаном.

В конце 2014 года министерство иностранных дел (МИД) Казахстана распространило сообщение, в котором говорилось о выходе крупной украинской газодобывающей компании Burisma Holdings на казахстанский рынок. Она стала первой украинской компанией, получившей право разрабатывать нефтегазовые месторождения в Казахстане.

«Стоит отметить, - сообщили в МИДе, - что Burisma Holdings – крупнейшая независимая газодобывающая компания Украины, основанная в 2002 году. Холдинг включает четыре операционные компании, которые занимаются разработкой месторождений и добычей углеводородов».

Глава компании Николай Злочевский во время президентства Виктора Януковича, в период с 2010 по 2012 год, занимал должность министра экологии и природных ресурсов Украины. Два года спустя, весной 2014-го, правоохранительные органы Великобритании арестовали счета фирм Злочевского. Об этом ходатайствовало местное Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах.

В 2015-м Генпрокуратура Украины объявила Злочевского в розыск, его подозревали в уклонении от уплаты налогов, отмывании денег и хищении государственных ресурсов.

Злочевский – не единственный человек в Burisma Holdings, который столкнулся с обвинениями в свой адрес.

Николай Злочевский. Фото Energy Security For the Future

Осенью 2019 года депутат Верховной Рады Украины Андрей Деркач представил «новые факты международной коррупции, в которой задействованы высшие должностные лица Украины и США». Это заявление касалось Burisma Holdings.

Речь шла о сыне бывшего вице-президента США Джо Байдена Хантере Байдене. Он вместе с бизнесменом и другом пасынка экс-госсекретаря США Джона Керри Девоном Арчером в 2014 году вошел в совет директоров Burisma Holdings. В 2009 они вместе с пысынком Керри Кристофером Хайнцем создали компанию Rosemont Seneca Partners.

Как заявлял осенью 2019 года депутат украинского парламента Деркач, с мая 2014 по октябрь 2015 года компания Burisma Holdings перечислила Rosemont $4 млн 817 тыс.

Девон Арчер (крайний слева) во время игры в гольф с Джо Байденом и Хантером Байденом, фото FoxNews

В мае 2015-го – то есть в год, когда Генпрокуратура Украины подозревала Злочевского в нескольких серьезных преступлениях, а Burisma Holdings уже перечисляла средства компании Байдена-младшего Rosemont Seneca Partners – компания «Бурисма Евразия», созданная Burisma Holdings для реализации проектов на территории Казахстана, заключила с ТОО «KMG Drilling&Servises» договор доверительного управления. Этот факт Vласти подтвердили в КМГ.

Что делала «дочка» Burisma Holdings в Казахстане?

В КМГ сообщили Vласти, что «целью подписания договора доверительного управления между ТОО «Бурисма Евразия» и ТОО «KMG Drilling&Servises» было создание совместного предприятия и проведение совместных буровых и иных работ».

23 декабря 2015 года в городе Актобе состоялись общественные слушания на тему «План мероприятий по охране окружающей среды на 2016 год для ТОО «Бурисма Евразия». Протокол слушаний Vласть получила, запросив его в акимате Актюбинской области. На слушаниях, в частности, говорилось о том, что «заказчику следует обратить внимание на природоохранные мероприятия, выполнение которых послужит основой для снижения негативного воздействия на природную среду, в пределах санитарно-защитной зоны».

Проводить буровые работы ТОО «Бурисма Евразия» планировала на территории нефтегазоконденсатного месторождения Урихтау, являющегося частью песчаного массива Кокжиде, что в Мугалжарском районе Актюбинской области.

Экологи не раз обращали внимание, что добыча сырья в этом регионе может навредить окружающей среде, особенно – запасам воды, в которых нуждается город Актобе.

Специалист по промышленной токсикологии, доктор медицинских наук и профессор Арыстан Мамырбаев в интервью Vласти пояснил, что «под песками Кокжиде, еще в советское время, в 80-е годы, было открыто огромное месторождение подземной пресной воды».

«Вода высочайшего качества, - добавил профессор Мамырбаев, - и запасы достаточно большие. Порядка 1,5 кубических метров пресной воды. Этих запасов хватит на 50 лет, чтобы обеспечивать питьевой водой город Актобе. Причем она возобновляемая, потому что даже если берется забор этой воды, местные речки фильтруют воду».

В то же время в этой местности обнаружили нефть.

«И это проблема номер один. Нефти, по данным разных предприятий, которые ведут там поисковые работы… Нельзя сказать, что достаточно большие [запасы], но есть энное количество нефти в этом регионе и, в частности, предполагается, что под песками Кокжиде [есть запасы]. Вода под песками располагается на глубине где-то 200-350 метров, до 400 метров. Контуры тоже известны, в советское время оконтуривание было сделано. Площадь этого заказника была неприкосновенной. Но на сегодняшний день эти нефтяные компании, их больше десятка, большей частью с китайским участием, проводят там буровые работы. На предмет нахождения и добычи углеводородного сырья – нефти и газа. В этом регионе больше сотни скважин уже пробурили. И еще планируется в ближайшие пять-шесть лет бурить еще несколько десятков скважин. Все это несет в себе угрозу уничтожения этого уникального месторождения подземных вод Кокжиде. Проблема питьевой воды и водообеспечения – это проблема для Казахстана номер один. Это стратегический вопрос», - подчеркнул Мамырбаев, добавив, что «дефицит питьевой воды, что в городах, что в селах, будет из года в год нарастать».

Эта информация на момент ее получения казалась особенно интересной, если иметь в виду, что в совет директоров Burisma Holdings входил сын Джо Байдена – человека, бывшего вторым по значимости в администрации президента Барака Обамы, известного своими экологическими инициативами.

Однако, судя по словам источника Vласти и по данным с сайта комитета госдоходов, «Бурисма Евразия» не смогла реализовать в Казахстане свои грандиозные планы. Их масштабность подтверждают слова Николая Злочевского.

«Это очень знаковое для Украины событие, - говорил в конце 2014 года Злочевский. - С одной стороны, Burisma Holdings стала первой украинской компанией, которая получила доступ к ресурсам Казахстана. С другой, это признание того, что на сегодняшний день украинская компания обладает уникальным оборудованием по геологоразведке, бурению и сейсмике, как на суше, так и на море, аналогов которому нет на постсоветском пространстве. Мы планируем масштабные инвестиции в совместные проекты на территории Республики Казахстан».

Источник Vласти, знакомый с работой «Бурисма Евразия», на условиях анонимности сообщил, что компания «по бурению пыталась зайти только в Урихтау, но так и не начала вести активные работы».

«Действительно, громко заходили [на рынок Казахстана], было даже письмо на имя премьер-министра, что вот, мы готовы вложить большие деньги в Казахстан», - рассказывает собеседник Vласти, добавляя, что в Урихтау имелась глубокая скважина, в бурении которой помогло бы только хорошее оборудование.

«Там была глубокая скважина, по-моему 7 километров, такие могут бурить только мощные станки. Они говорили, что у них есть мощный станок. Они его завезли, но не получилось пробурить. Потом они его со скрежетом вывозили обратно», - сказал он.

По его словам, «им («Бурисме Евразия» – V) находили объекты разной перспективности, от которых они, в конце концов, отказались».

«Они искали только выгоду, - говорит источник Vласти. - Но чтобы что-то купить, приходится с чем-то смиряться. Всегда есть условия, которые идеальными не бывают. А они искали именно идеальное месторождение. Идеальное месторождение – это то, которое имеет нормальные запасы, рентабельно в разработке, желательно неглубокое и чтобы было дешево. Но так не бывает. Их интересовала цена в три-четыре раза ниже рыночной».

Он также утверждает, что далеко не все в компании рвались работать в Казахстане. Но этого хотел Злочевский. «Половина компании хотела идти на рынок, половина не хотела. Украинская часть сопротивлялись. Было неприятие, хотя сам Злоческий был «за». Он очень хотел. Но его подчиненные или те, кто имели долю, я не знаю деталей, они были против того, чтобы работать с Казахстаном. И они, в конце концов, победили», - сказал собеседник Vласти, сообщив также, что «её (ТОО «Бурисма Евразия» - V) нет уже».

фото с сайта diapazon.kz

«Но они, может, как ТООшка еще могут даже существовать. У них была лицензия на бурение. Лицензию на бурение очень трудно получить. Поэтому эта лицензия была предметом интереса со стороны покупателей этой ТООшки. Поэтому вполне возможно, что ее кто-то купил вместе с лицензией и продолжает дальше работать. Но украинцев там уже нет», - добавил источник Vласти.

Как бы то ни было, согласно данным с сайта комитета госдоходов Казахстана, ТОО «Бурисма Евразия» не платила налоги в 2019 году.

Общая задолженность компании составила 12,8 миллионов тенге.

Rosemont Seneca в 2015 году, когда украинская компания вышла на казахстанский рынок, получала деньги от Burisma Holdings. По данным издания The Hill, всего в 2014-2015 годах Rosemont Seneca получила от Burisma Holdings порядка $3 млн.

Карим Масимов, Кенес Ракишев, Нацфонд и Международный финансовый центр «Астана»

Судя по банковским выпискам Morgan Stanley, помимо денег от Burisma Holdings, средства Rosemont перечисляла и компания Novatus Holding PTE. Ltd. Об этом, как сообщило американское правое издание Breitbart, написал в своей книге журналист-расследователь Питер Швейцер. Он – последовательный консерватор, сторонник республиканской партии, поэтому его выводы могли носить идеологический характер.

Банковские выписки Morgan Stanley, опубликованные в открытом доступе, свидетельствуют, что, действительно, на счета Rosemont как минимум дважды перечислялись деньги от Novatus. По данным американской комиссии по ценным бумагам и биржам единственным акционером Novatus Holding PTE. Ltd. является бизнесмен Кенес Ракишев, зять крупного государственного деятеля Казахстана Имангали Тасмагамбетова. Оба раза сумма составила чуть более 140 тысяч долларов. Первый перевод состоялся в апреле 2014 года, а второй – в декабре того же года.

Тогда же, в декабре 2014 года, и появились сообщения о выходе Burisma Holdings на казахстанский рынок.

«Представители Burisma Holdings, - говорилось в сообщении МИДа, - провели ряд двухсторонних встреч с руководством Республики Казахстан. В частности, президент компании BurismaHoldings Николай Злочевский встретился с Премьер-Министром Казахстана Каримом Масимовым, Министром энергетики Владимиром Школьником и Министром иностранных дел Ерланом Идрисовым, в ходе которых обсуждались перспективы сотрудничества, включая планы по предоставлению BurismaHoldings статуса Стратегического партнера».

Спустя пять лет, в конце 2019 года, на сайте zagranburo.org и в газете «Дат» была опубликована фотография. Судя по ней, Карим Масимов встречался не только с главой Burisma Holdings Злочевским, но и с членом совета директоров компании – Хантером Байденом, а также его отцом и Кенесом Ракишевым.

В силу скудости деталей на этой фотографии, определить место и время съемки крайне сложно. Vласть написала запросы Масимову и Ракишеву, в которых просила уточнить подлинность фото, время и место съемки, но ответа не получила.

Однако, помимо этой фотографии и денежных переводов компании Rosemont Seneca, на вероятную связь Ракишева с Байденом-младшим указывает и другой факт. В деле "БТА Банка" против Ильяса Храпунова, которое в 2018 году рассматривалось в окружном суде Нью-Йорка, интересы казахстанской компании, владельцем которой является Ракишев, представляла юридическая фирма Boies Schiller Flexner LLP. Хантер Байден в свое время занимал в ней должность советника.

Между тем на сайте американской комиссии по ценным бумагам и биржам есть письмо на имя CEO Банка Калифорнии (по состоянию на октябрь 2016 года) Стивена Шугермана, в котором его подчиненный, среди всего прочего, приводит биографию Девона Арчера – партнера Хантера Байдена в Rosemont Seneca и Burisma Holdings. В письме говорится, что Арчер является не только независимым директором Burisma Holdings, но и независимым директором в совете директоров инвестиционной управляющей компании Национального фонда Казахстана. В Национальном банке Казахстана, который управляет средствами Нацфонда, на запрос Vласти не ответили.

В Международном финансовом центре "Астана", по данным их отчета за 2019 год, Арчер также был независимым директором.

В пресс-службе МФЦА Vласти сообщили, что Девон Арчер входил в совет директоров администрации МФЦА до осени 2019 года, а сейчас он там больше не работает.