15 апреля в Грузии начались массовые протесты против очередной попытки принять законопроект «о прозрачности иностранного влияния», который в стране назвали «российским законом», так как он копирует аналогичный закон, принятый в России в 2012 году.
Протестующие и оппозиция считают, что закон будет использоваться для атак на гражданское общество и угрожает вступлению страны в Европейский союз, а правящая партия «Грузинская мечта» заявляет, что этот закон необходим, чтобы защитить суверенитет Грузии.
Что происходит?
В Тбилиси уже месяц не прекращаются протесты противников принятия закона об иноагентах. 11 мая здесь прошел «Марш Европы», в котором приняло участие от 50 тысяч до 200 тысяч человек.
За последние дни силовики задержали порядка 20 человек, среди которых двое граждан США и один россиянин. Помимо этого власти Грузии предьявили обвинения по уголовным статья шестерым участникам протестов. Им вменяются разные статьи, от «нападения на полицейского» до «повреждение чужой вещи».
Активистам, блогерам, оппозиционным политикам и журналистам приходят угрозы, а некоторые из них завершаются нападениями. 8 мая трое активистов были избиты прямо возле дома. Одним из них был Лаша Гвинианидзе, соорганизатор мотопробегов на акциях протеста. Он был избит тремя людьми спустя 10 минут после звонка с угрозами.
Оскорбления и угрозы были адресованы также и журналистам, среди которых Нино Зуриашвили, которая занимается журналистскими расследованиями. Она призывала власти отозвать законопроект. На ее машине, около дома и у офиса появились постеры с фотографией Зуриашвили: «Продавшийся за деньги агент», «Раб иностранных денег» и «Агент Сороса».
Почему люди протестуют против закона?
Законопроект «о прозрачности иностранного влияния» еще в прошлом году пыталась ввести правящая партия «Грузинская мечта», которую возглавляет миллиардер Бидзина Иванишвили. Столкнувшись с протестами, партия власти отложила принятие закона, позднее заявив, что они беспокоились о политической стабильности страны, а в этом году «большая часть общества решительно поддерживает прозрачность НПО».
Закон нацелен на организации гражданского общества и независимые СМИ, получающие иностранное финансирование. Если его примут, неправительственные группы и средства массовой информации будут обязаны регистрироваться в качестве «проводящей интересы иностранной силы организации», если более 20% их финансирования поступает из-за границы.
Протестующие и оппозиция обеспокоены тем, что закон может быть использован правительством для подавления инакомыслия и поставит крест на надеждах Грузии на вступление в Европейский Союз. В декабре прошлого года ЕС предоставил стране статус кандидата на вступление, однако предупредил, что законопроект может поставить под угрозу дальнейший прогресс по принятию.
Противники законопроекта утверждают, что закон берет пример с российского законодательства, принятого в 2012 году, которое с тех пор используется для репрессий в отношении людей, критикующих Кремль.
Зачем этот закон властям?
«Грузинская мечта» заявляет, что закон повысит прозрачность и защитит суверенитет Грузии. 12 мая премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе пообещал, что его партия успешно примет закон, несмотря на массовые демонстрации.
Миллиардер Иванишвили на проправительственной акции 29 апреля заявил, что зарубежное финансирование НПО почти полностью используется для усиления «агентуры в стране», чтобы лишить Грузию государственного суверенитета. При этом Иванишвили пообещал сторонникам, что в 2030 году Грузия вступит в ЕС.
Никакого противоречия при этом Иванишвили в этом не видит - его партия объявляет о противостоянии Западу с помощью закона об иноагентах, но не меняет курс в Европу.
Что будет дальше?
14 мая «Грузинская мечта» планирует утвердить законопроект в третьем чтении.
В свою очередь президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что призвала «Грузинскую мечту» отозвать закон об «иноагентах», а также пообещала наложить на него вето.
Осенью в Грузии должны пройти выборы в парламент, которые «Грузинская мечта» рассчитывала снова уверенно выиграть, но аналитики не уверены, что противостояние вокруг закона об иноагентах не будет стоить ей потерь на выборах. После этого страна по новой формуле должна выбрать президента - вместо всенародного голосования Грузия теперь будет выбирать президента с помощью коллегии выборщиков, наполовину сформированной из депутатов парламента, наполовину из делегатов от регионов.
Поддержите журналистику, которой доверяют.