9605
28 октября 2022
Владислав Сон, фото Дулата Есназара

Большие проекты «Нового» Казахстана

Может ли государство браться за строительство АЭС без реальных политических реформ?

Большие проекты «Нового» Казахстана

Реализация больших проектов в Казахстане нередко сопровождалась коррупционными скандалами и общественными потрясениями. Яркие примеры из этой серии – выставка EXPO и строительство ЛРТ в Астане, на которые были выделены миллиарды бюджетных средств. В этом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в очередной раз заявил о необходимости строительства в стране АЭС и сейчас правительство ведет активную подготовительную работу. Стоит ли начинать подобные проекты, учитывая предыдущий опыт и не меняющуюся политическую систему страны?

Решения по подобного рода проектам в Казахстане обычно принимаются без широкого обсуждения их целесообразности с общественностью, и строительство АЭС не стало исключением.

В 2019 году, став президентом, Токаев говорил, что тема строительства АЭС в Казахстане закрыта на время, но год назад он же начал ее будировать снова. Действительно Казахстан не раз сталкивался с проблемами электроснабжения – осенью прошлого года были перебои в нескольких регионах страны, а в конце января наблюдалось масштабное отключение электричества в трех странах Центральной Азии, включая Казахстан.

На фоне этих событий заявление президента кажется логичным, но не предполагает ответы на множество технических, а порой и жизненно важных вопросов. Какой объем электроэнергии необходим стране для полноценного обеспечения населения и экономики? Изучены ли другие менее рискованные альтернативы, которые могут справиться с нехваткой? Почему выбор сделан именно в пользу АЭС и нужна ли она вообще? Сможет ли страна позволить себе такой проект и откуда будет идти финансирование? Как будет осуществлен контроль над освоением бюджета? По каким критериям происходит выбор компаний и стран-строителей? Каким образом рассматривают место строительства? Как будут обеспечиваться необходимые кадры и безопасность работы станции? Какие есть угрозы и как они будут предотвращены?

Пока что на часть этих вопросов мы получаем очень посредственные ответы, но их повсеместного обсуждения с независимыми экспертами и гражданским обществом нет. Государство лишь говорит о диалоге, но не ведет его, продолжая принимать решения кулуарно.

Можем ли мы доверить ему такой большой проект в отсутствие полной прозрачности и возможности общественности влиять на процесс? Ответ очевиден. Решение по строительству АЭС должно быть принято со всесторонним участием всех акторов и рассмотрением всевозможных рисков и угроз, так как малейшая ошибка может привести к катастрофическим последствиям, и история показывает это.

Сделать это невозможно в существующей политической системе, где нет честных выборов президента и парламента, которые бы представляли интересы общества, нет механизма сдержек и противовесов, инклюзивных институтов, гарантии свободы слова.

Мирный атом, возможно, и поможет нам решить проблемы с нехваткой энергоснабжения, но перед реализацией такого масштабного и рискованного проекта Казахстан должен пройти через реальные политические реформы.