Мэлс Сафин — автор знаменитых фонтанов «Неделька» и «Жетысу», рассказал нам о своем любимом детище (и это вовсе не «Неделька»!), нереализованных проектах и о том, что думает о современной алматинской архитектуре.
Я родился в Алматы. Еще со школы мне нравилось рисовать, интересовался строительством. В первый год не смог поступить в институт, трудился на стройке разнорабочим, потом со второй попытки поступил в Московский архитектурный институт, проучился там до четвертого курса. По состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам перевелся в Алматинский политехнический институт на архитектурный факультет. В 1966 году его окончил. Сразу после этого меня направили на работу в проектный институт Алматыгипрогор, и там я работаю до сих пор. Начинал с рядового, потом был ведущим руководителем группы, главным архитектором проекта. Был период, когда мне поручили сделать проекты по благоустройству города. До сих пор не знаю, почему выбор пал на меня. Сделал несколько объектов, тот же скверик возле КазНАИ имени Т. Жургенова.
Городские власти решили, что вдоль улицы Байсеитовой нужно сделать бульвар, и неплохо было бы устроить водный каскад. Это был 1972 год. Потом мне дали задание, я сделал эскизы, их утвердили. Замысел был такой: водный поток словно стекает с горных вершин, идет каскадами, а вокруг растут деревья. Чтобы усилить зелень, сделали арки, которые проходят через фонтан. Их получилось семь, и мы решили назвать их днями недели. По сути дела там замысел был под времена года, но поскольку места было мало, то со временами года не получилось. В середине есть круглый фонтан, и здесь первоначально планировалось установить 12 знаков зодиака, как у потом сделали возле Академии наук. Когда начали присматриваться к месту, то меня отговорили. Для обзора таких фигур не хватало места, а нужно было метров 50-80 под площадку. Поэтому просто получился круглый фонтан и арки по дням недели. Говорили: «Вот хорошо, молодые люди будут на скамейках сидеть, а если кому-то надо назначить свидание, он определенный день недели выберет и скажет, что будет там». Это было наивно, конечно, но мы решили делать. Эскиз разрабатывался мной. Построили буквально за два месяца.
Фонтан «Неделька» после реконструкции. Фото Светланы Ромашкиной.
Тогда было сложно достать дорогие материалы, пришлось работать с дешевыми, поэтому со временем отделка стала портиться, и решили, что нужны хорошие материалы. Относительно недавно сделали реконструкцию.
Из фонтанов, которые я делал, мне «Жетысу» нравится куда больше, чем «Неделька».
На благоустройство участка на улице Тулебаева- пр. Абая было дано конкретное задание. Он выглядел не совсем хорошо, жалко у меня не сохранились старые фотографии. Близился один из юбилеев Мухтара Ауэзова, а там рядом стоит его дом-музей. Сказали, что этому месту нужно придать городской вид. Тут уже изначально я задал сам себе тематику, мне никто не говорил, что это обязательно «Жетысу» должно быть. Свобода творчества везде была.
Семиречье – это называние нашего края. Мне казалось, что нужно это как-то отразить: семь рек, значит, семь водных потоков. У меня не было мысли изображать реки буквально. Это было бы неправильно, на деле получились бы арычки. Вот тут стоят сливы такие, желоба называем. Здесь вода стекает в круглый водоем, каждый желоб несет название одной из рек Семиречья. Смысл глубокий. Все семь рек впадают в Балхаш. Получилось красивое завершение улицы Тулебаева.
Мы начали делать один очень крупный проект. Это было пожелание Кунаева, назывался он Вольно-спортивный комплекс ДОСААФ. Деньги были выделены центральным советом ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Они сказали: «Мы хотим у вас в республике популяризировать спортивное плавание». Тогда был бассейн только на Центральном стадионе и все. Деньги были выделены, проект начали делать, утвердили его, взялись за рабочие чертежи. Размещаться комплекс должен был между Ботаническим бульваром и улицей Сатпаева. Потом получилось так, что началась перестройка, передумали строить, а чертежи потеряли. Сейчас уже не вспомнишь всех проектов, которые не были реализованы.
Архивы трудно держать. У меня, к сожалению, не осталось архивов и в Алматыгипрогоре вы тоже ничего не найдете. Я скажу вам такую вещь: институт работает, чертежи разработанных объектов сдаются в архив. Но когда была перестройка, то увидели, что архив сильно разбух, пришлось большую часть выбросить на свалку, хранить негде было.
Раньше все было очень просто: проектный институт со штатом в 700 человек. В конце каждого года составлялся план работы на будущий год. Объекты распределялись по отделам и мастерским. Сейчас уже планового хозяйства нет, но есть заказчики: корпорации, холдинги. Они присылают заказы, например, нужно построить пять элитных жилых домов в таком-то районе. Мы считаем стоимость, заключаем договор и эту работу делаем. Часть заказов государственные, но они реализуются через тендеры.
Об архитектуре Алматы
Дворец Республики, бывший Дворец им. Ленина, после реконструкции стал мне нравиться намного меньше. Хотя видно, что материалы качественные, но меня возмущает, что первоначальный замысел, который получил Государственную премию СССР, изменили. Это уникальный объект. У нас знаете как – кому-то захотелось… Архитекторы не должны так делать. Раньше было лучше и ярче, нужно было сохранить формы. На фасаде реклама какая-то идет. Здание – это не приспособление для рекламы! Очень мне не нравится «Нурлы Тау». Мне кажется, что это подражание модным течениям в некоторых местах похоже на курятник или куриный двор.
Обидно, что сломали спортивный стадион на проспекте Достык. Стояло практически готовое здание. Потом начали говорить, что для этого объекта места мало, содержание обходилось дорого. Позже выяснилось, что кому-то надо было прибрать к рукам, роль сыграла выгода. Говорили, что элитное жилье строить хотели. Решили, что городу вместо стадиона нужен торгово-развлекательный центр.