Прошлая неделя для телеканала «Ел Арна» («народный канал» - русс.) стала последней, а для казахстанского телевидения одной из тех, когда в линейке каналов стало еще на один меньше. Несмотря на то, что реальные рейтинги «Ел Арны» никогда не превосходили желаемые, его ликвидация была воспринята неоднозначно.
Хотя в «Антенне» программу передач телеканала «Ел Арна» не публикуют уже две последние недели, канал стойко продолжал свое вещание до прошедшего понедельника. Так что в минувшие выходные зрители привычно наслаждались концертами, художественными фильмами и незатейливыми программами как на русском, так и на казахском языках. Официальный сайт телеканала не спешил предупреждать аудиторию о том, что со вторника канал прекратит свою трансляцию.
Между тем, в эфир телеканал под тем названием, которое мы знаем, выходил ни много ни мало 12 лет. В 2008 году «Ел Арна» даже удостоился особого внимания от президента, который дал ответственное поручение государственным органам - создать на его базе «молодежно-спортивный канал». В 2009 году сотрудники канала начали воплощать замысел президента, и в это же время на канал пришла известная ныне телеведущая Айгуль Мукей.
На минувшей неделе многие известные телевизионщики окунались в воспоминания, связанные с каналом, и Мукей не стала исключением. На своей странице в Facebook она с горечью вспоминала о том, как «Ел Арна» волею главы государства перешел в «нишевую линейку» телеканалов и как команде канала не всегда удавалось «не уходить в попсу». Больше всего бывшего руководителя канала потрясло то, что на сэкономленные в результате закрытия канала средства планируется съемка всего одного (!) художественного фильма.
Последний директор канала Серик Абас-Шах в своих высказываниях был хоть и менее эмоционален, однако все же довольно резок. Без лишних сантиментов Абас-Шах заявил, что каналу на производство собственного контента выделялись практически мизерные средства - одна пятая от общего бюджета телеканала. В результате, по его словам, «уровень бюджетов на проекты собственного производства опускается почти на уровень в два с половиной раза ниже рыночной стоимости».
Иного мнения относительно финансирования канала придерживается министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Рассказывая парламентариям о поправках в государственный бюджет на ближайшие три года, он был вынужден объяснить и грядущее закрытие «Ел Арны». Глава ведомства сообщил, что ежегодно каналу выделяется 2 млрд. тенге, однако «но по рейтингу он собирает 300 млн. тенге». Здесь не лишним будет привести мнение на этот счет одного известного теле- и радиоведущего. Спортивный комментатор и журналист Сергей Райлян искренне удивился тому, каким образом телевизионные рейтинги могут измеряться в денежном эквиваленте. Похоже, это знание доступно пока только сотрудникам министерства экономики и бюджетного планирования.
Говорить о телевизионных рейтингах в Казахстане имеет полное право только одна контора - TNS Gallup Central Asia. Несмотря на то, что и эта компания часто подвергается критике со стороны телевизионщиков, руководству «Ел Арны» поводов грешить на нее нет. Если говорить сухим языком цифр, то за прошлый год телеканалу удалось увеличить свою долю на 26%. К слову, доля телеканала НТК, также ориентированного на молодежного зрителя, за тот же период снизилась на 23%.
Тем не менее, замеры TNS Gallup не дают покоя радеющим за судьбу канала. Бывшего мажилисмена и бывшего вице-министра образования и науки Мурата Абенова больше всего возмущает следующее: «Говорить о низком рейтинге каналов, вещающих на казахском языке, опираясь на замеры, которые проводятся в городе, не совсем корректно». По его данным, «в аулах, где в основном смотрят передачи на казахском, «Ел Арна» очень востребован».
В действительности, и в городах телеканал имел своего зрителя. Особенно, во время спортивных трансляций. О специфике «Ел Арны» в данном случае справедливо высказался Сергей Райлян:
«Ел Арна» была последним неспециализированным каналом, который показывал достаточно своих спортивных трансляций». Кроме того, что во время крупных спортивных событий канал в связке с «Хабаром» приобретал эксклюзивные права на трансляцию с соревнований, телевизионная команда нередко сама снимала состязания по таким видам спорта как тяжелая атлетика, гандбол и др.
Кроме этого, у «Ел Арны» как и у любого другого телеканала для широкой аудитории были собственные ток-шоу. Относительной популярностью пользовалось программа «Пятый угол», которую вела известная журналистка Евгения Жуманова. Vласть в своих обзорах нередко отмечала неординарность обсуждаемых на программе тем, которые с легкостью выходили за рамки привычного.
В новом телевизионном сезоне на телеканале появилась и собственная информационно-аналитическая программа, где о самых заметных событиях в стране по итогам недели с претензией на юмор рассказывали «говорящие носки». 20 минут ненавязчивого повествования на фоне театральных декораций, наверняка, смогли подкупить ни одного телезрителя.
Вместе с тем, «Ел Арна» отдавал дань и своей принадлежности к семье государственных телеканалов, освещая ход реализации приоритетных направлений работы правительства. Именно благодаря этому телеканалу зрители узнали о тех отечественных изобретениях, на которые делает ставку министерство индустрии и новых технологий. Узнали, и, мягко говоря, удивились.
Даже в отношении столь нелюбимых многими просвещенными телезрителями сериалов телеканал «Ел Арна» отличался. Чего только стоит тот факт, что именно на этом телеканале впервые начались показы турецких сериалов на государственном языке - контента, который среди телевизионщиков считается довольно качественным. А минувшей осенью телеканал и вовсе порадовал зрителей премьерой отечественного сериала «Любовь тракториста», рейтингам которого позавидовали бы даже создатели других не менее популярных телепрограмм.
Теперь же после закрытия канала в воздухе повисло множество вопросов. Куда уйдут работавшие на канале телевизионщики? Получат ли свое продолжение интересные рейтинговые телепроекты канала? Какой канал в следующий раз постигнет та же участь? И, наконец, что за художественный фильм будет снят на 1 млрд. тенге?