Центральный стадион Алматы был передан в управление ФК Кайрат и теперь его планируется расширить: вместимость трибун увеличить до 30 000 мест, убрать беговые дорожки и сделать внешний вид более современным. Архитектор Адиль Ажиев, автор проекта Archcode Almaty рассуждает о том, чем плоха планируемая реконструкция стадиона.
Есть три очевидных причины, по которым не стоит проводить реконструкцию Центрального стадиона:
1. Планируется увеличение количества мест до 30 000 человек – при нынешней вместимости стадиона 23804 места. При этом средняя заполняемость стадиона 11% (2566 человек). На самых кассовых матчах еврокубков против европейских клубов «Црвены Звезды» и «Бордо» видны незаполненные места:
2. По поводу переделки стадиона в чисто футбольный высказались многие наши легкоатлеты, например, олимпийские чемпионы и призеры Ольга Шишигина, Ольга Рыпакова и другие. Они считают, что уничтожение беговых дорожек нанесет удар по легкой атлетике, поскольку других подходящих арен для соревнований просто нет.
3. И наконец, реконструкции исторических зданий, проведенные в последнее время в Алматы, вызвали недовольство общественности и архитектурного сообщества, например, многие недовольны ремонтом Дворца спорта, Дворца Республики, Кукольного театра. После «реконструкции» исторические здания теряют свой уникальный вид и больше не ассоциируются с местом, они выпадают из городской застройки, приобретают дешевый вид временного строения. Сейчас Центральный стадион выглядит вполне современно. Владельцам клуба нужно осознать, что они собираются разрушить исторический объект и найти новое место для строительства современного футбольного стадиона.
Чтобы понять, почему так важно сохранить нынешний облик стадиона, следует обратиться к его истории.
Центральный стадион г. Алма-Аты был построен в 1955-57 годах по проекту архитекторов А. Леппика, А. Капанова и А. Косова. Известно, что за основу проекта был взят московский спорткомплекс «Лужники», введенный в строй на год раньше.
Стадион долгое время оставался главным спортивным сооружением столицы союзной республики. До открытия катка Медео здесь заливался лед, проводились конькобежные соревнования, в 1964 г. были поставлены семь всесоюзных и два мировых рекорда. За время 70-летнего существования, на стадионе было проведено тысячи матчей сборной Казахстана (ранее КазССР) и футбольного клуба «Кайрат», домашней ареной которого он является. Стадион также является главной легкоатлетической ареной страны. Множество раз на стадионе проводились крупные концерты и выступления музыкальных коллективов.
При посадке сооружения на участке максимально учтен рельеф местности, имеющий уклон с юга на север. Поэтому южные трибуны, вписанные в рельеф, имеют высоту в один ярус, а остальные трибуны - двухъярусные.
Общее композиционное решение фасадов - строгое и сдержанное. Ритм плоских пилонов венчается парапетом по всему периметру сооружения и прерывается главными (северными), южными и боковыми воротами. На фризах над воротами - барельефные изображения на спортивную тематику. Центральный вход украшен парной декоративной скульптурой, символизирующей спорт.
Овальная конфигурация обеспечивает светотеневую и композиционную выразительность сооружения. Несущими конструкциями трибун являются монолитный каркас с жесткой арматурой со сборными железобетонными ригелями, перекрытыми сборными железобетонными плитами «Г»-образного сечения, на которых после теплоизоляции и гидроизоляции установлены сидения для зрителей. Большая спортивная арена состоит из футбольного поля (104х 69 м), 8 беговых дорожек (на 100 и 400 м), легкоатлетических секторов для прыжков и метаний снарядов. В подтрибунном пространстве размещаются раздевалки, комнаты для тренеров, судей и врачей, гостиница на 200 мест, помещения для администрации стадиона и технические помещения.
Еще в конце 50-ых годов, меньше, чем через пять лет после окончания его строительства, задумались о реконструкции стадиона для увеличения количества посадочных мест. К сожалению, информации об этом мало, нашлось видео старых хроник 1961 года, в котором можно было увидеть макет стадиона после реконструкции.
Источник: Энциклопедия Алматы, Архитектура и градостроительство Алматы, книга 1998 года выпуска. Документальные хроники «Алма-Ата завтра» (1961 год).
На сайте управления культуры города Алматы указано, что стадион является памятником архитектуры местного значения.
Стадион проектировался в комплексе с другими зданиями спортивного ядра. Большая спортивная арена сочеталась по стилистике с другими объектами: центральным открытым бассейном, Дворцом спорта, спорткомплексом Достык. Весь квартал в 24 Га был монофункциональным, рассчитанным на то, чтобы принимать крупные спортивные соревнования. В начале 2000-х появилось несколько объектов, которые нарушили визуальную целостность комплекса спортивных сооружений, закрыли вид на спортивное сооружение и на горы, кроме того, из-за неудачной реконструкции Дворца спорта был утрачен его внешний облик, исчезла историческая и визуальная связь с другими сооружениями. Под охрану нужно брать не только охраняемый объект, но и его окружение, сложившуюся городскую постройку, благодаря которой охраняемый объект воспринимается в том масштабе и в том качестве, каким его задумал архитектор.
Реконструкцию стадиона я считаю возможной только при сохранении внешнего облика здания, его отделки, декора, скульптурных композиций и барельефов. Можно было бы вернуться к варианту проекта реконструкции 1960-х годов с применением традиционных материалов и технологий несущих конструкций. Это бы позволило сохранить исторический облик стадиона и целостность ансамбля. Я считаю предложенный ранее проект несоответствующим требованиям охраны памятников архитектуры, новый образ стадиона не имеет никакой локальной идентичности и мог бы быть построен в любом городе мира.
Фото с сайта vesti.kz
Проект реконструкции стадиона предусматривает установку общепита «Макдональдс»
Как архитектор, я считаю, что при реконструкции подобных объектов, имеющих культурную ценность, необходимо максимально сохранять основные элементы здания.
События прошлого года, связанные со сносом здания на улице Желтоксан, вызвали бурное обсуждение в соцсетях и сбор подписей. Но это все произошло после того, как решение было принято, после того, как арендаторов предупредили о необходимом съезде в следующем месяце. Сейчас важно понять, что с точки зрения сохранения архитектурного наследия, это первый тревожный звонок: стадион меньше чем год назад перешел в частное управление, через некоторое время были сделаны первые эскизные предложения, которые не имеют никакой локальной идентичности, архитектурной преемственности и не связаны с местом, с нашим городом. Более того, в предложенном варианте не получается никакой реконструкции, судя по форме трибун и внешнего контура, придется все снести. Я считаю, что в реконструкции стадиона нет никакой необходимости, но если по каким-то неведомым мне причинам так необходимо увеличить вместимость на 6000 мест, то реконструкцию нужно проводить с сохранением исторического облика здания, реставрацией существующих фасадов в оригинальной отделке.
Примерный вариант реконструкции стадиона, разработанный молодым архитектурным бюро
Сейчас ситуация находится в той стадии, когда сценарий еще можно изменить, так как проект пока не получил утверждение в градостроительном совете.
От концепции до реализации проект должен пройти через конкретные этапы, включающие в себя получение АПЗ, ТЭО и утверждение на градсовете. Формально необходимо пройти через процедуру экспертизы, которая должна дать заключение на предмет архитектурной исторической ценности объекта. Если говорить о проекте для Центрального стадиона, то, возможно, что его архитектурная и историческая ценность на первый взгляд неочевидна. Однако это не значит, что ее не существует.