«Девушка с сувениром» («Сулушаш») появилась на фасаде одного из домов на проспекте Ленина в 1970 году. Алпамысу, сыну художника, тогда было 12 лет, и он несколько раз бывал в мастерской отца — наблюдал за процессом создания панно: «Сначала отец полностью — в этом размере нарисовал картину на картоне, чтобы мастера потом выкладывали по рисунку мозаику». 

Алпамыс перечисляет любимые работы отца: «Это картина «Ловля лошади», хранящаяся в Третьяковской галерее, мозаики «Девушка с сувениром» и «Енлик-Кебек», что висит на фасаде гостиницы «Алматы». 

В 2005 году Алпамыс случайно ехал по улице Достык, и увидел, как рабочие кувалдой ломают мозаику его отца. 

«Они полностью уничтожили две плиты. Я устроил скандал, начал всем звонить, — вспоминает Алмапыс. — Хозяин магазина «Казахстан», на фасаде которого висела мозаика, сказал, чтобы наша семья забрала панно».

Панно на проспекте Ленина 

Алпамыс снял мозаику, и в 2005 году восстановил две уничтоженные плиты. После этого «Девушку с сувениром» купил бизнесмен Еркин Калиев и 10 лет она провисела в детском санатории «Ак Ерке». Позже Калиев подарил мозаику владельцу горы Кок-Тобе. Весной 2017 года Алпамыс Кенбаев взялся за восстановление панно. Этот процесс мы засняли на видео, которое можно посмотреть в конце материала. 

Сорок массивных плит хранятся в подвале дома, в котором живет Алпамыс Кенбаев, сын художника.

«Когда мозаику снимают, даже если это делают бережно, все равно что-то откалывается, и смальту (цветное стекло— прим. V), приходится подбирать, видите, какой процесс муторный», — Алпамыс берет увесистый кусок смальты, ломает его на мелкие куски, смешивает бетон и воду, чтобы сделать цементную основу.

«Можно любого человека научить создавать мозаику, просто это долгий, муторный процесс, и не всякий его выдерживает». 

Алпамыс объясняет, что смальта очень дорогая, ее необходимо заказывать в Италии или в Питере. «В Питере уже качество похуже, в Италии, конечно лучше, но дороже. Мозаика – дорогое удовольствие. Представляете, эти камушки выкладывать. Для восстановления мозаики искал по интернету советскую смальту. Я думал, что все по-быстрому сделаю, восстановление сперва хорошо пошло, а потом все застопорилось, — мужчина выкладывает на цементе кусочки смальты. — Оно подсохнет, и водой, щеткой подчистим. Многие плиты – там, где бетон отваливается, придется вскрывать и наращивать. Бетон сидит на арматуре, но это не дело, он должен быть монолитом». 

На столе лежит фотография «Девушки с сувениром» — по ней Алпамыс восстанавливает утраченные фрагменты. 

Спустя несколько месяцев на горе Кок-Тобе начали готовить сваи для будущей мозаики. Мы приехали туда в конце июля – в самый разгар алматинской жары. Недалеко от колеса обозрения на асфальте, рядом с металлической конструкцией, на которую будет крепиться каждая плита, выложено все панно. Впервые мы видим всю мозаику. Она необычайно яркая, переливается оранжевым, голубым, красным цветами. Со временем смальта не потеряла свой цвет. Алпамыс показывает на фотографию, с которой он сверялся во время восстановления: оказалось, что снимок блеклый. 

«Девушка весит около трех тонн. В нашей конструкции заложена весовая нагрузка самого панно и плюс ветровая. Металлические конструкции обладают гибкостью, а для бетонных конструкций гибкость нежелательна, потому что будет шевеление конструкции, и пойдет трещина в бетоне», — рассказывает инженер Антон Миненков.

С Антоном Алпамыс познакомился уже здесь — на горе Кок-Тобе, и выяснилось много интересного. Во-первых, Антон прекрасно помнит «Девушку с сувениром». Он часто видел ее в детстве и юности, и всегда поражался красотой мозаики. «Я не мастер говорить, но мне приятно, что мы, простые сварщики, имеем отношение к ее сохранению». Во-вторых, Антон Миненков учился в сельскохозяйственном институте, и его профессором был Петр Поликарпович Бессчетнов, известный селекционер, который вместе с Молдахметом Кенбаевым воспитывался в одном детском доме.

Все эти совпадения Алпамыс и Антон выяснили, пока собирали «Девушку с сувениром».

Антон говорит, что знал Молдахмета Кенбаева, но не догадывался, что «Девушка с сувениром» — его работа, и добавляет, что «жизнь — неслучайная штука».

21 августа завершился монтаж панно. Утром на горе совсем немного людей, и мы не сразу замечаем мозаику — ее закрывает расположенная рядом закрытая юрта. Рабочие монтируют последние две плиты, несколько кусочков смальты отваливаются и падают на землю. Алпамыс подбирает их и складывает в карман. После он будет их возвращать обратно: «Каждый камушек найдет свое место».

«Я боюсь высоты, но придется себя пересилить и взобраться на леса, чтобы заделать стыки. Мне кажется, мы собрали ее лучше, чем она была на Ленина. Вот видите, на старых фото заметны стыки, а у нас все ровно получилось. Но мозаика не рассчитана на то, чтобы ее мотылять вот так. Если третий раз ее снимут, не знаю, выживет ли она. Но пока я жив, я буду ее восстанавливать», — говорит Алпамыс. 

На горе Как-Тобе есть еще мозаичные работы Молдахмета Кенбаева — когда-то давно он оформил три ресторана, сделанных в форме юрты. Все эти десятилетия за ними не следили и мозаика разрушается. Когда-то крыши всех трех юрт тоже были украшены смальтой, но потом их заменили на более современный,но менее долговечный материал.   

Вряд ли эту мозаику будут восстанавливать. Но главное, что «Девушка с сувениром» наконец вернулась в Алматы. Конечно, чтобы увидеть ее, нужно заплатить за проезд, а потом отыскать панно — где-то между колесом обозрения, батутом и юртой, которая закрывает ее от глаз гуляющих. Конечно, хотелось бы, чтобы ее могли увидеть все горожане, и чтобы она украшала Арбат или любую другую пешеходную улицу, но получилось иначе. 

Торжественное открытие мозаики запланировано на 25 августа, 19.30. Ожидается, что выступит аким города.