Галия Амиртаева, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 40 лет
Я пришла работать в школу в 1975 году учителем начальной школы в сельской местности. В те годы дети приходили в школу не умея писать и читать. Сейчас первоклассники приходят в школу с хорошо поставленной речью, уже зная цифры и буквы. Когда-то было время, когда учитель был единственным источником информации, сейчас он не является им. Молодежь получает большое количество информации из интернета, телевизора, газет-журналов. Сейчас ученики другие, образованнее, просвещеннее, чем дети прошлого поколения.
Я часто вспоминаю 90-годы. Это был тяжелый период. Я думала, куда мы катимся? Ученики могли спокойно сказать нам, что им не нужны знания, и они не будут ходить в школу.
Раньше дети смеялись над успевающими в учебе одноклассниками, называли их «ботаниками». Сейчас другое время, «ботаников» уважают. Я слышала, как школьники восхищались своими сверстниками, которые смогли поступить в интеллектуальные гимназии страны. Меня это очень радует.
В то же время, у «старого поколения» школьников было больше нравственности и душевности. Они больше общались друг с другом, разговаривали, выражали свои мысли. Иногда мне кажется, что сегодняшняя молодежь в погоне за хорошими результатами на ЕНТ забыла о некоторых ценностях. Хотя я понимаю, что для них ЕНТ – это страшная аббревиатура. Я бы хотела, чтобы единое национальное тестирование перестало быть таким устрашающим для школьников и для учителей, кстати, тоже.
Меняется поколение родителей. В начале моего трудового пути родители смотрели на учителя по-другому, как на пример для подражания. Слово учителя было законом. Сейчас все по-другому. Иногда меня беспокоит, что родители относятся к учителю потребительски. Они считают, что только учитель обязан давать знания, что только он обязан это делать. Хотя сами не прилагают к этому никакого усилия. Я не устаю повторять, что все идет из семьи. Какой бы хорошей ни была школа, каким бы сильным ни был преподаватель, в семье должны закладываться главные ценности ребенка, в том числе желание учиться и получать знания.
Ирина Смирнова, учитель биологии, стаж работы более 30 лет
Сегодня дети относятся к учителям почтительно, но у них уже нет слепой веры, что учитель всегда прав. Ребенок может сомневаться в словах учителя, может сказать ему, что он нарушает его права. Он не позволяет учителю разговаривать с ним на повышенных тонах. Дети стали очень грамотными, но у нынешней молодежи пропал дух коллективизма. Они очень хорошие сами по себе, но они индивидуалисты, они занимаются только собой, проблемы класса их не волнуют.
Школьники относятся к учителю с уважением, но родители иногда приходят в школу и в присутствии ребенка начинают говорить учителю нелицеприятные вещи. В тот момент ребенок принимает сторону родителей, но бывали случаи, когда на следующий день он приходил и извинялся перед учителем за своего родителя. С родителями становится сложнее работать, в особенности с молодыми родителями.
К сожалению, «новое поколение» родителей рассматривает учителя как обслуживающий персонал. Они принимают то образование, которое мы даем, как услугу. Сегодня образование - «государственная услуга», но на самом деле образование больше чем услуга.
Нынешнее поколение школьников начало рассматривать процесс обучения не как процесс познания, а как процесс прохождения в дальнейшую взрослую жизнь. Я считаю, что на это повлияло ЕНТ. Единое национальное тестирование разрушающе действует на всю систему образования. Ребенок уже с 9 класса начинает изучать только те пять предметов, которые он собирается сдавать на ЕНТ. Сегодня у ребенка действительно нет детства. Он очень долго находится на уроках, затем у него очень объемное домашнее задание. У детей тотальный контроль. Это лишает ребенка свободы в его действиях. Они очень мудрые, но порой они не знают элементарных вещей.
Сегодня ученики очень открытые и не циничные. Вряд ли они смогут принести вред. К примеру, много лет назад в школах были исписаны все парты. На стенах были выцарапаны надписи не всегда хорошего характера. Помните? Сейчас этих проблем у нас нет. Дети стали бережно относиться к имуществу. Также они с уважением относятся к старшему поколению. Если бы мы их не портили, то все было бы хорошо. Мы – это родители, общество в целом. Мы показываем им как не надо себя вести, мы показываем им как можно обмануть. Мы их этому учим.
Светлана Хаустова, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет
Современные дети приходят в первый класс уже с жизненным опытом. Они уже в начальной школе размышляют и говорят как ученики 5-6 классов. Школьники активно следят за новостями, им это интересно. Они, будучи совсем детьми, уже знают, что им важно, а что нет. Это касается и учебы.
«Старое поколение» учеников воспитывались под одну гребенку. Им говорили, что они должны делать, что они обязаны делать. Сейчас детей воспитывают по-другому. Дети ничего никому не должны. Если раньше в школах, в семьях старались сделать так, чтобы дети ничем друг от друга не отличались, то сейчас все по-другому. В школах стараются выделить в каждом ученике свою изюминку. Как показывает опыт, при правильном подходе к детям, она есть у каждого ребенка.
Раньше никто не старался раскрывать в ребенке его таланты. Родители и преподаватели редко спрашивали мнение детей, а сейчас у всех детей есть свое мнение и им есть что сказать. Дети начали рано взрослеть, это видно по их поступкам, поведению, даже по внешности. Но за этим всем кроется детская психика. Сегодняшних детей очень легко «сломать», а «склеить» очень трудно.
Меняются не только дети, но и родители. Иногда мне кажется, что современные родители нуждаются в воспитании больше, чем их дети. Особенно это касается родителей, которые выросли в 90-е. У многих молодых родителей, к сожалению, нет понимания семьи, как ячейки общества. Зачастую и дети в таких семьях требуют большего внимания преподавателей. По ребенку всегда видно, в какой семье он растет, родителям следует это помнить.